ПСИХОЛОГИЯ: Введение в профессию

Глава 8. Психология в сфере экономики

Экономическая психология — это прикладная наука, развивающаяся на основе применения психологии к анализу экономических явлений. Ее задачей является исследование поведения человека в системе экономических отношений.

В данной главе рассматривается история использования психологических знаний при изучении экономических явлений, основные проблемы научных исследований и практики, задачи и функции психолога в сфере экономики. Особыми темами экономической психологии являются психология управления и рекламы.

Изучив материал данной главы, студент будет:

ЗНАТЬ:
1. Историю применения психологических знаний для изучения экономических отношений;
2. Вклад выдающихся экономистов и психологов в экономическую психологию;
3. Современную тематику исследований и практической психологической работы в сфере экономики;
4. Задачи и функции специалистов по экономической психологии;
5. Проблемы, решаемые специалистами в психологии управления;
6. Проблемы, решаемые специалистами по психологии рекламы;

УМЕТЬ:
1. Оценить вклад выдающихся экономистов и психологов в экономическую психологию;
2. Ориентироваться в задачах, которые решают специалисты по экономической психологии;
3. Ориентироваться в круге функций, которые они выполняют экономические психологи на предприятиях и в организациях;

ВЛАДЕТЬ:
1. Навыками идентификации социальных, производственных и коммерческих проблем, связанных с экономической психологией;
2. Базовым терминологическим словарем экономической психологии.

Резюме

Экономическая психология — это прикладная наука, развивающаяся на основе применения психологии к анализу экономических явлений. Экономическая психология как научная дисциплина изучает феномены экономического создания и экономического поведения. Цель экономической психологии — исследование и психологическое обеспечение решения экономических проблем и принятия экономических решений. Экономическая психология изучает восприятие, мышление и поведение человека в экономической деятельности, в процессе его экономического взаимодействия с другими людьми и организациями.

Экономическая психология решает проблемы трех основных сфер экономической реальности:
— сфера рынка, где в центре внимания находятся покупатель и продавец, торговые переговоры и сделки, потребительское поведение;
— сфера бизнеса, где центральное место занимают исследования предпринимательства и деловой активности;
— сфера общества, где специальной проблемой является поведение граждан в ответ на экономическую политику государства, инфляция, теневая экономика, безработица и т.д.

Как прикладная наука экономическая психология изучает психологические аспекты предпринимательского, потребительского, инвестиционного и трудового поведения людей, а также процессы адаптации человека при изменении экономических условий, например, инфляции, условий найма и оплаты труда работников, при воздействии на человека рекламы.

Важная функция экономической психологии — психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджера. Проблемы психологии управления для своего решения требуют знаний в области психологии труда, организационной и социальной психологии, а также в области экономики.

Приложение психологических знаний осуществляется также в сфере рекламы. Психологи решают разнообразные задачи в сфере рекламы: как привлечь внимание, как вызвать интерес, как побудить к действию. Практические исследования представляют собой важную сферу деятельности психологов в поддержке рекламы.

Психологические знания и умения применяются также в «паблик рилейшнз» (PR), сфере деятельности, предназначенной для достижения взаимопонимания, создания и поддержки благоприятных отношений между организацией и ее публикой. Это междисциплинарная область знаний и умений, в которой активно работают специалисты в области журналистики, коммуникации и менеджмента. Они дают консультации, а также проводят работу по созданию имиджа фирмы или лидера, по кадровой политике.

Вопросы и задания

1. Какие ученые являются основоположниками экономической психологии?
2. На пересечении каких традиционных отраслей психологии возникла отечественная экономическая психология?
3. Что было главными темами исследований в экономической психологии в 1970—1980 гг.?
4. Какие типы проблем решает современная экономическая психология?
5. Назовите основные функции экономиста-психолога фирмы.
6. Какие отрасли психологии важны для решения проблем психологии управления?
7. В каких направлениях осуществляется деятельность психологов в области управления?
8. Представьте, что вы работаете менеджером в компании или подразделении. Какой теории X или Y вы придерживались бы в своем подходе к работникам?\\ Обоснуйте почему? Какая теория с вашей точки зрения более эффективна?
9. Когда началось широкое использование психологии в рекламе?
10. Какие проблемы решают психологи в сфере рекламы?
11. По каким направлениям ведется исследовательская работа в сфере рекламы?
12. Что такое «паблик рилейшнз» (PR) и какую роль может играть в этой области знания психолог?
13. Прочитайте условия проблемы во вставке ниже «Размышляем самостоятельно: Формат сообщения» и решите, какое сообщение скорее положительно повлияет на поведение инвестора? Объясните почему.
14. Приведите примеры рекламных кампаний или рекламных материалов, в которых, по вашему мнению, были успешно использованы знания психологии. Обоснуйте свой ответ.
15. Приведите примеры рекламных кампаний или рекламных материалов, в которых не были учтены особенности психологии людей. Обоснуйте свой ответ.
16. Прочитайте вставку «Вопросы практики: Теории X и Y», см. ниже. Какой теории, - X или Y, - придерживались бы вы в подходе к подчиненным, если бы были менеджером? Что бы вы посоветовали менеджеру, если бы были психологом? Обоснуйте свой ответ.
17. Прочитайте вставку «Вопросы практики: Типология предпринимателей», см. ниже. Если бы вы стали предпринимателем, то к какому типу вы были бы склонны и почему? Обоснуйте свой ответ своими индивидуальными особенностями или убеждениями.
18. Прочитайте вставку «Вопросы практики: Классификация денежных комплексов и денежные типы личности», см. ниже. К какому денежному типу личности вы склонны и почему? Обоснуйте свой ответ своими индивидуальными особенностями или убеждениями.
19. Прочитайте вставку «Вопросы теории Выигрыш-проигрыш», см. ниже. К какому варианту выбора вы лично склонны в описанной ситуации и почему? Приведите примеры повседневных жизненных ситуаций, аналогичных описанной в этой вставке, с которыми сталкиваются люди. Какое решение принимают ваши знакомые и почему? Обоснуйте свой ответ

Вопросы практики

Теории X и Y

Концепция Д. Макгрегора (США, 1960), характеризующая два возможных типа отношения человека к труду или два представления, которых придерживаются руководители. Теория «X» предполагает, что большинство людей не заинтересованы в ответственности и работают либо только ради денег, либо из страха перед некими угрозами. Согласно теории «X»:

  • люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;
  • у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;
  • больше всего люди хотят защищенности;
  • чтобы заставить работников трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Исходя из этих предположений, руководитель централизует свои полномочия, не дает работникам свободы в принятии решений, стремится упростить цели и разбить их на мелкие задачи. Такой менеджер старается каждому подчиненному поставить специфическую задачу. Это позволяет ему легко контролировать ее исполнение и обеспечить выполнение работы. Руководитель такого типа концентрируется на удовлетворении элементарных потребностей своих подчиненных.

Теория «Y» исходит из того то, что люди не ленивы и не безответственны. Согласно этой теории люди могут быть самоуправляемыми и творческими в работе при правильной мотивации. Согласно теории «Y»:

  • труд — процесс естественный. Если условия благоприятные, работники примут на себя ответственность и будут стремиться к ней;
  • если работники приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;
  • приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели;
  • способность к творческому решению проблем есть у многих, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Основываясь на этих предположениях, менеджер опирается на потребности более высокого уровня — потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Такой руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным. Подчиненные принимают участие в принятии решений и пользуются свободой в выполнении заданий. Часто, объяснив цели организации, руководитель позволяет подчиненным определить свои цели в соответствии с теми, которые он сформулировал. Руководитель вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия, поэтому подчиненные в случае необходимости могут обратиться к руководителю за помощью. Чтобы добиться этого, руководитель организует двухстороннее общение и играет направляющую роль.

Теории «X» и «Y» описывают позиции и склонности людей, а также представления, которых придерживаются руководители. Следует отметить, что теория «X» и теория «Y» не являются взаимоисключающими противоположностями. Эти теории могут быть применимы в определенных организациях и в определенных ситуациях. Поскольку в реальной действительности объектом управления являются конкретные люди, которым присущи различные, в том числе смешанные типы трудовой мотивации, предпочтение может отдаваться смешанному стилю руководства, в котором сочетаются элементы обоих стилей.

Какой теории, - X или Y, - придерживались бы вы в подходе к подчиненным, если бы были менеджером? Что бы вы посоветовали менеджеру, если бы были психологом? Обоснуйте свой ответ.

Типология предпринимателей:

1. «Интеллектуально-независимый» тип: предприниматели склонны к обособленности, сдержанности и сухости. Они быстро воспринимают и усваивают материал, интеллектуально развиты, независимо мыслят, неторопливы, предусмотрительны, настойчивы, самоконтролируемы. В конфликтной ситуации стремятся к компромиссу.
2. «Эмоционально неустойчивый» тип: менее социально успешные, с трудом контролируют свои эмоции и влечения. Чувствуют себя беспомощными, не способными справиться с жизненными трудностями. Однако эти предприниматели стремятся к доминированию, самоутверждению, проявляя напористость и агрессивность, не признают авторитетов. Они практичны. Избегают конфликтных ситуаций.
3. «Авантюристически зависимый» тип: отличаются высоким интеллектом, склонностью к авантюре и доминированию, смелостью, самоуверенностью, подозрительностью, упрямством. Нуждаются в одобрении со стороны других, в их поддержке. В конфликтной ситуации стремятся либо к соперничеству, либо к сотрудничеству.
4. «Уверенный в себе» тип: легки в общении, жизнерадостны, отзывчивы, легко приспосабливаются к другим. Они интеллектуально развиты, настойчивы, обязательны, вместе с тем – беспечны, эмоционально неустойчивы, в групповой деятельности обычно неэффективны.
5. «Творчески неконформный» тип: обладают абстрактным мышлением, легко обучаются, трезво оценивают ситуацию. Они самоуверенны, склонны доминировать, активны и неуравновешенны, общительны, однако при этом недоверчивы, всегда имеют и отстаивают собственное мнение. При конфликтах идут на компромисс, но не приспосабливаются.

Если бы вы стали предпринимателем, то к какому типу вы были бы склонны и почему? Обоснуйте свой ответ своими индивидуальными особенностями или убеждениями.

Из статьи Дружинин В.Н. Образ типичного предпринимателя мелких и средних коммерческих структур и его психологические особенности / В.Н. Дружинин и др. // Психология предпринимательской деятельности В.А. Бодрова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,1995.

Классификация денежных комплексов и денежные типы личности

«Скряга» копит деньги. Что само по себе является увлекательным для него. Он часто испытывает страх потери (денег, вещей, запасов, ресурсов) и страх недоверия к нему со стороны окружающих. Скряга испытывает удовольствие не от денег как блага, а от защищенности с помощью денег.
«Транжира» демонстрирует навязчивое и бесконтрольное поведение в отношении своих расходов, особенно в моменты депрессии, ощущения своей незначительности и чувства отверженности. Тратоголизм – его короткоживущая отдушина, которая в итоге приводит к чувству вины.
«Денежный мешок» полностью захвачен зарабатыванием денег, которые рассматриваются как лучший способ добиться могущественного статуса и одобрения окружающих. Он уверен, что чем больше денег он имеет, тем больше возможность управлять окружающим миром и тем больше он будет счастлив.
«Торгаш» навязчиво охотится за дешевкой, даже если она ему не нужна, потому что получение вещей за меньшие деньги обеспечивает ему чувство превосходства. Он чувствует себя разраженным и подавленным, если ему приходится платить ту цену, которую спрашивают.
«Игрок» чувствует себя бодрым и оптимистичным, принимая вызов. Ощущения власти, которого приносит выигрыш, и его ожидание компенсирует риски проигрыша, а остановка в цепи поражений и побед воспринимается как жизненное затруднение.

К какому денежному типу личности вы склонны и почему? Обоснуйте свой ответ своими индивидуальными особенностями или убеждениями.

Из книги Брызгалова И.В. Экономическая психология: Учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во Сиб АГС, 2011. – С.111-112.

Вопросы теории: Выигрыш-проигрыш. Склонность к риску зависит от того, для чего человек рискует: ради достижения выигрыша, приобретения, или ради избегания проигрыша, ухода от потерь. Рассмотрим две ситуации:

(1) инвестору предлагается два варианта:
- с вероятностью 100% выиграть 85 тыс.
- или с вероятностью 85% выиграть 100 тыс. и с вероятностью 85% не выиграть ничего. Хотя доходность обоих вариантов одинаковая (85 тыс.), большинство людей предпочитают 100 процентный выигрыш, т.е. «синицу в руках».

(2) инвестору также предлагается два варианта:
- с вероятностью 100% проиграть 85 тыс.
- или с вероятностью 85% проиграть 100 тыс., и с вероятностью 15% не проиграть ничего.

Во втором случае убыточность обоих вариантов одинаковая – 85 тыс. Однако большинство людей выбирают вариант с 15 процентной вероятностью не проиграть ничего, т.е. предпочитают «журавля в небе».

Судя по наблюдениям и экспериментам, люди боятся рисковать, когда опасности нет. Когда опасность велика, они рискуют и надеются. Люди не хотят рисковать ради выигрыша, но предпочитают рисковать в виду проигрыша.

К какому варианту выбора вы лично склонны в описанной ситуации и почему? Приведите примеры повседневных жизненных ситуаций, аналогичных описанной в этой вставке, с которыми сталкиваются люди. Какое решение принимают ваши знакомые и почему? Обоснуйте свой ответ.

Цит. по Брызгалова И.В. Экономическая психология: Учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во Сиб АГС, 2011.- С.24-25.