ПСИХОЛОГИЯ: Введение в профессию

Глава 5. Психологическая работа в образовании

Педагогическая психология изучает психологические аспекты обучения, воспитания и деятельности учителя. Психологи в образовании включены в исследования психического развития детей, трудностей в обучении и воспитании, а также в поиск путей оптимальных для развития их познавательных способностей и личности. Практический педагогический психолог – это профессионал, работающий с детьми и молодежью в образовательной среде. Практическая служба в системе образования непосредственно включена в решение задач, возникающих в школах, детских дошкольных учреждений, в семье, в больницах и детские домах. Специалистов, работающие в этой сфере называют школьными психологами, детскими психологами, или практическими психологами системы образования.

В данной главе рассмотрены история применения психологических знаний в образовании, опыт школьных психологических служб в России и за рубежом, организация психологической службы образования в нашей стране и за рубежом, задачи и виды деятельности психологов в сфере образования.

В результате изучения данной главы, студенты будут:

ЗНАТЬ:
1. Историю применения психологических знаний в образовании.
2. Вклад выдающихся педагогов и психологов в педагогическую психологию.
3. Современное состояние школьной психологической службы в России и других странах.
4. Организационные формы работы школьных психологов.
5. Задачи психологии в образовании.
6. Виды деятельности школьного психолога.
7. В каких учреждениях работают практические психологи образования.

УМЕТЬ:
1. Ориентироваться в исторических тенденциях практической психологии в образовании и перспективах ее развития.
2. Различать роль педагога и педагогического психолога в решении задач образования.
3. Ориентироваться в задачах, которые решают психологи в учебных заведениях.
4. Ориентироваться в видах деятельности, которые выполняет школьный психолог.

ВЛАДЕТЬ:
1. Навыками идентификации приоритетов в деятельности школьного психолога.
2. Базовым терминологическим словарем школьной психологии.

Резюме

Давние традиции школьной психологии формировались в Англии, США, Франции, Швейцарии. Наряду с научными исследованиями в области детской и педагогической психологии, в учебных заведениях ряда стран в первой половине XX века начали вводиться первые должности психологов или организовываться медико-психологические службы.

Новый этап развития школьной психологии в США и странах Западной Европы начался в 1950—1960 гг., положение психологов в школе существенно изменилось, школьные психологические службы расширились. Потребность в школьных психологах возрастала вследствие увеличения количества детей с задержками умственного развития и другими нарушениями. Это стимулировало развитие школьных психологических служб во многих странах.

В нашей стране первый опыт практического использования психологии в обучении и воспитании детей возник¬ также в начале XX века. Однако в силу социально-политических и практических причин во второй половине 1930-х годов практическая психология в области образования была запрещена. Только в 1960-80 гг. возобновилось становление психологической службы в системе образования страны. Школьные психологические службы существуют сейчас во многих странах мира. Психологические службы образования в мире строятся на основе двух возможных моделей организации, принципиальное отличие которых заключается в том, где работает школьный психолог - в школе (образовательной организации) или вне школы (в консультации, ППМС-центре, психологическом кабинете при районных или городских отделах местных органов власти и др.).

В России сложилась многоуровневая система психологической помощи в образовании и психологического сопровождения образовательного процесса. Психологическое обеспечение системы образования в России представляет собой единую психолого-педагогическую и медико-социальную коррекционно-развивающую службу. Основными видами деятельности педагога-психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.

Вопросы и задания

1. Назовите ученых, внесших существенный вклад в развитие педагогической психологии в конце XIX — начале XX века.
2. Какие основные направления практической работы психологов в образовании преобладали в первой половине 20 века?
3. В каких странах существовали наиболее давние традиции школьной психологии?
4. Кто разработал первую шкалу для измерения интеллекта, позволявшую выявлять детей с задержкой умственного развития?
5. В чем заключалось содержание педологии как научной и практической сферы деятельности?
6. Что было причинами закрытия психологической службы образования в Советском Союзе в 1930-1950 гг.?
7. Какие новые тенденции в школьной психологии появились во второй половине 20 века?
8. Где и когда в СССР начала создаваться школьная психологическая служба во второй половине 20 века?
9. Когда началось интенсивное становление школьной психологической службы в нашей стране и что на это повлияло?
10. Когда была введена ставка школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны?
11. Назовите две основные модели функционирования психологической службы образования.
12. Какой статус может иметь психологическая служба в зависимости от административной подчиненности и организационной структуры?
13. Назовите основные цели и задачи практических психологов в образовании.
14. С какими проблемами типично обращаются к психологу учащиеся и родители?
15. Перечислите и охарактеризуйте основные виды деятельности практического психолога в образовании.
16. Какие качества личности и способности, которыми Вы обладаете, могут помочь Вам в работе школьным психологом?
17. Какие качества личности, которыми Вы у себя знаете, могут помешать Вам в работе школьным психологом?
18. С детьми какого возраста Вы предпочли бы работать и почему?
19. Каким видом деятельности Вы предпочли бы заниматься, работая школьным психологом и почему?
20. Изучите ситуацию, описанную в ниже приведенной вставке Вопросы практики: Трудности воспитания и психолог. Что вы как педагог-психолог могли бы посоветовать родителям? Какую психологическую работу мог бы провести школьный психолог?
21. Изучите ситуацию, описанную в ниже приведенной вставке Вопросы практики: Мутизм. Что вы как педагог-психолог могли бы посоветовать родителям? Какую психологическую работу мог бы провести школьный психолог?
22. Изучите ситуацию, описанную в ниже приведенной вставке Вопросы практики: Случай невроза. Что вы как педагог-психолог могли бы посоветовать родителям? Какую психологическую работу мог бы провести школьный психолог?
23. Изучите ситуацию, описанную в ниже приведенной вставке Вопросы практики: Случай психического инфантилизма. Что вы как педагог-психолог могли бы посоветовать родителям? Какую психологическую работу мог бы провести школьный психолог?

Приложения

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ"

Должностная инструкция педагога-психолога

Должностная инструкция педагога-психолога детского оздоровительного лагеря

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ЛИЦ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, А ТАКЖЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вопросы практики

Трудности воспитания и психолог
Юноше 16 лет, живет в обеспеченной семье. Отец занят в основном работой, а что касается семьи и сына, то он исходит из следующего: пускай делают, что хотят, лишь бы не было никакого шума, лишь бы мне не мешали. Все это наложило большой отпечаток на формирование характера мальчика. В нем быстро развилась пресыщенность жизнью, неспособность к самостоятельному достижению какой-либо цели, иждивенческие настроения, чувство вседозволенности. С годами он стал шантажировать отца («Не купишь мне какую-нибудь экзотическую вещь — устрою скандал, соседи услышат, на твою репутацию ляжет пятно, карьера пострадает»). Отец всегда уступал. С годами требования сына возрастали и стали совсем беспардонными. На приеме у психолога обнаружилось, что мальчик физически здоров, но распущен, незрел, нахален, привык, чтобы все делалось по нему, чтобы выполнялись все его желают. Имеет дружков таких же, как он. Все они переполнены завистью и недоброжелательством друг к другу. Разговоры лишь о тряпках, девочках, о материальных льготах, о «великосветских» новостях. Желания учиться нет («все равно учителя ставят мне пятерки, они боятся родителей»).

Отец в беседе с психологом настаивал на том, что его сын психически болен, что его надо поставить на учет: дескать, натворит что-нибудь, а за него расплачиваться придется, а так всегда справка будет, что сын невменяемый. Отцу было сказано, что подросток психически здоров, хотя у него и имеются отдельные признаки психической незрелости, обусловленные прежде всего неправильным воспитанием. В течение многих лет сознание мальчика развращалось неверным воспитанием, в характере не развивались честность, самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, благородство, уважение к людям. Мальчик привык все получать, не затрачивая труда, не проявляя какого-то волевого усилия. Это все дефекты воспитания, которые не могут быть отнесены к психической патологии в полном смысле слова. Другое дело, что у некоторых таких людей бывают психические нарушения, на фойе которых легче фиксируются дефекты воспитания или патохарактерологические формирования личности начинают протекать с деформацией биологической сферы,— в таких случаях, конечно, следует лечиться у психотерапевта. В этом же случае—без биологической аномалии, поэтому такому подростку помощь психиатра не нужна. Им должны заниматься его родители, а консультация психолога будет полезной.
----------------------------------------------------------------------------

Мутизм
Робкая, впечатлительная, очень ранимая второклассница оказалась свидетельницей автомобильной катастрофы. Все случилось на ее глазах в считанные минуты: рядом с ней столкнулись две легковые машины, оба водителя погибли, немедленно собралась толпа, возбужденно обсуждая случившееся. Девочка была потрясена увиденным. Она прибежала домой и хотела рассказать матери, но слова будто исчезли, «отнялась» речь, девочка высовывала язык, но ни звука не произносила. Мать перепугалась и отвела ребенка к детскому психологу. Тот провел ей курс психотерапии, и речь полностью восстановилась.

12-летнему мальчику нравилась одноклассница, с которой сидел на одной парте. Однажды на классном собрании учительница, известная своим «острым» языком, высмеяла его дружбу с девочкой. Мальчик стал бояться этой учительницы. При одной мысли о том, что ему придется отвечать на ее уроках, он покрывался потом, краснел, терял дар речи, комок к горлу подкатывался, и перехватывалось дыхание. У мальчика возник настоящий страх речи в присутствии этой учительницы. Стоило ей вызвать его к доске, как он не мог произнести ни звука. Он хотел говорить, пытался говорить, успокаивал себя и мучался оттого, что дал своему страху покорить себя, но ничего поделать не мог. Как только он садился за парту, страх исчезал, речь возвращалась. Учительница его высмеивала: «За партой болтаешь, а у доски слова вымолвить не можешь. Притворяешься, значит». От этого мальчик еще больше страдал и боялся эту учительницу.

Через несколько месяцев страх речи стал проявляться не только в ее присутствии, но и в присутствии других учителей. Проявлялся страх речи либо в виде молчания, либо в виде заикания. Оба эти расстройства напрямую зависели от страха речи: если его не было, речь была великолепной.

Мальчик очень страдал из-за своего расстройства. К тому же он был отличником, всегда знал материал, но из-за страха речи отвечал на некоторых урока плохо, а потом вообще перешел па письменные ответы.

Когда он обратился к психологу, тот провел подростку курс психотерапии и страх речи прекратился, вместе с ним исчезли и заикание и болез¬ненное молчание в определенных ситуациях, эмоционально важных для мальчика.

Мутизм - ранее нормально сформировавшаяся речь исчезает под влиянием психических по¬трясений или каких-либо иных психических травм.

(по материалам М.И. Буянова)
--------------------------------------------------------------------------

Случай невроза
В 4 года, когда речь у девочки уже сформировалась и она говорила безо всяких отклонений, на нее напала собака, прокусив ей ногу. Собаку принялись ловить, чтобы узнать,— больна она бешенством или нет. Лишь через неделю выяснилось, что собака здорова. За это время девочка уже заболела неврозом.

Дело осложнялось тем, что бабушка и мать постоянно внушали девочке, чтобы она меньше общалась с собаками, так как они «бешеные». Эти знания в данной ситуации принесли ей вред. После укуса собаки девочка стала жить одним только тревожным ожиданием: придется ли ей принимать уколы от бешенства?

От потрясения у девочки отнялась речь, исчез сон, она постоянно плакала, выглядела грустной, почти ничего не ела и молчала. Затем она стала говорить, но говорила с сильным заиканием. Через 2—3 недели острота переживаний уменьшилась, нормализовались сон и аппетит, улучшилось настроение. Девочка была бы уже здоровой, если бы не заикание. Оно было очень непостоянным: то пропадало, то возникало. Но тут девочка услышала рассказ о том, что некая бешеная собака укусила какого-то ребенка, и все прежние печальные воспоминания оживились. Стоило девочке услышать разговор о собаках, как она вся съеживалась, бледнела, начинала сильно заикаться, нервничать, раздражаться, испытывать страх, в том числе и страх речи. Так повторялось несколько раз. Потом заикание несколько стихло, и лишь через 5 лет оно возобновилось. На этот раз после того, как учительница при всех обругала девочку, а одноклассники беззаботно рассмеялись. Как и в дошкольном возрасте, заикание сопровождалось плохим настроением, страхом речи, чувством общего эмоционального напряжения. Чем больше девочка думала о своей речи, тем сильнее было заикание. Чем больше она отвлекалась от печальных дум, тем меньше заикание проявлялось, а временами во¬обще исчезало. Девочке было легко говорить по телефону, но стоило встретиться с собеседником (особенно незнакомым), заикание становилось таким сильным, что лишало ее возможности разговаривать. Когда девочку спрашивали, где у нее возникали судороги, она всегда показывала на горло: в этом месте будто перехва¬тывало дыхание, будто комок подкатывался, нечем было дышать от страха и от трево¬ги, В знакомой обстановке девочка зачастую говорила без всякого дефекта. Де¬вочка очень переживала. Она просила мать полечить ее у специалиста, порой плакала от горя: ну, кому я такая нужна? Почему все говорят нормально, а я мучаюсь от заикания?

Когда девочку привели к логопеду, тот проверил правильность произнесения ею звуков и приказал внимательно следить за своей речью, более четко говорить, контро¬лировать дыхание и т. д. В глубине души не веря логопеду, девочка все же принялась выполнять его рекомендации, но очень скоро заметила, что, чем больше она следует советам специалиста, тем хуже говорит. Она давно уже обнаружила, что ей нельзя фиксировать свое внимание на речи, нужно как можно меньше думать о заикании и тогда оно уменьшается или вообще проходит. Логопед же ей говорил все наоборот. Раздосадованная на специалиста, девочка еще больше замкнулась в себе, перестала верить в свое излечение.

Шли годы. Заикание становилось все более выраженным. Особенно оно усилилось в 15-летнем возрасте, когда появилось обостренное переживание дефекта и панический страх собак. Дело в том, что девочка всегда боялась собак, видя в них причину своих несчастий. Однажды она вечером возвращалась домой, и на нее набросилась соседская собака. Девочка понимала, что собака домашняя и не укусит, однако устра¬шающий вид ее перепугал и заикание усилилось. Настроение было постоянно плохим, появились мысли о самоубийстве — «коль я такая несчастная, то за¬чем жить дальше? Все равно меня ничего путного не ожидает».

В состоянии затянувшегося невроза с преимущественным пора¬жением речи девочка пришла на консультацию к психологу. Диагностика выявила у нее невротическое формирование личности. Пройдя курс психотерапии, девочка выздоровела.
Как же ее лечили? Ее отвлекали от дефекта речи, проводили сеансы внушения в бодрствующем и гипнотическом состоянии, внушали веру в себя, веру в излечение и т. д. Психотерапия носила комплексный характер.

(по материалам М.И. Буянова)
-----------------------------------------------------------------------------

Случай психического инфантилизма 9-летний мальчик с 1 класса зарекомендовал себя как малоуправляемый и взрывчатый. Он часто конфликтовал с детьми, особенно с учителями. Ему хотелось играть, бегать и петь, а ему это запрещали делать в классе. Тогда мальчик начинал драться, кричать, ругаться. Как спичка, он вспыхивал и так же быстро приходил в себя, давал обещание вести себя хорошо, но через 5 минут все забывал — и вновь начинались его фокусы. По натуре он не был злым ребенком, но своей горячностью и неумением держать в узде свои эмоции легко наживал себе врагов. К тому же педагоги жаловались на его детскость: вроде бы умный и знающий, мальчик готов был без конца возиться с малышами, бегать до изнеможения, затевать игры, которые обычно заканчивались дракой.

Когда у одноклассников и у педагогов кончилось терпение, мальчика показали врачу-психиатру, тот назначил курс психотерапии в сочетании с лекарствами, и через несколько месяцев поведение ребенка неузнаваемо переменилось; он стал спокойнее и сдержанней, уже не носился как угорелый по школе и лучше подчинялся дисциплине. Тем не менее, черты детскости еще сохранялись. На радостях, что ребенок стал вести себя более благопристойно, родители, не посоветовавшись с врачом, отменили психотерапию, и через несколько дней поведение мальчика опять стало трудным: его расторможенность и суетливость в сочетании с драчливостью и взрывчатостью возобновились. Ему возобновили курс психотерапии и вновь стали давать лекарства, все это в течение нескольких лет сочеталось с длительной психологической и педагогической работой — в результате к 14—16-летнему возрасту мальчик полностью выправился и потом уже никогда не обращался к психиатру.

(по материалам М.И. Буянова)