ПСИХОЛОГИЯ: Введение в профессию

Глава 2. История психологических знаний и современная психология

В данной главе представлен краткий очерк истории психологических знаний и формирования профессии психолога. Несмотря на то, что знания о психологии накапливались в течение многих веков, история психологии как науки и практики относительно короткая и насчитывает чуть больше ста лет. В главе рассмотрены вопросы о том, что представляет собой современная психология, чем занимаются психологи, какие характерные тенденции психологической науки и практики проявились в последние десятилетия, какой место занимает психология в современном обществе.
В результате изучения данной главы, студенты будут:

ЗНАТЬ:
1. Краткую историю психологических знаний и профессии психолога.
2. Основные тенденции современной психологической науки и практики.
3. Фундаментальные и прикладные отрасли научной психологии.
4. Связи, которые психология имеет с другими науками.
5. Особенности развития психологии в XX и XXI веке в разных странах мира.
6. Роль общественных организаций и ассоциаций в профессиональной деятельности психологов.
7. Средства коммуникации профессиональных психологических знаний и умений в среде психологов.

УМЕТЬ:
1. Объяснить, что изучают и чем занимаются психологи в разных отраслях психологии.
2. Объяснить, что такое парадигма в науке и практике.
3. Объяснить, что такое эклектичность научных теорий и практик.
4. Давать оценку роли основных теоретических концепций XX века в развитии психологических знаний.
5. Определить цели и задачи деятельности Российского психологического общества.

Резюме

Первые системы знаний о душе появились в Китае, Индии, Египте, в Древней Греции и в Древнем Риме. В течение многих веков психология как особая область научных исследований и практической деятельности не существовала, как не существовало и специалистов-психологов. Научно-психологические знания накапливались в философских, медицинских, педагогических трудах, а соответствующие знания добывались философами, врачами, педагогами, социологами. Психические явления не были предметом специального исследования, но изучались в связи с другими научными и практическими проблемами. В XIX веке исследователи разных областей науки, прежде всего естествознания, описывали психологические факты. Накопление психологического знания стимулировалось в значительной степени физиологией и медициной. Психологические знания XIX века развивались также в рамках гуманитарных и социальных наук. Выделение психологии в качестве отдельной науки и психологической практики началось во второй половине XIX века (особенно в 60—70-х годах) когда ученые и практики начали систематически исследовать эмпирические факты. Большое значение приобретали эмпирические методы изучения психических явлений, особенно эксперимент. В психологических исследованиях все чаще использовались измерения, что становилось важным критерием научности. В конце XIX века начали развиваться и отдельные отрасли психологии, такие как детская, педагогическая, дифференциальная, а также психотехника. На рубеже XX века индустриальный прогресс обратил интересы психологии к производственной, трудовой деятельности. В начале XX века, по мере того как выделялась особая сфера научных исследований и особая сфера практической психологической работы, постепенно формировалась и профессия психолога. В течение XX века в психологии разрабатывались новые научные концепции и теоретические направления, проводились соответствующие эмпирические исследования. Наиболее известными из них стали бихевиоризм, гештальтпсихология, генетическая психология, глубинная психология, когнитивная психология. В современной психологии изменяются приоритеты традиционных теоретических перспектив психологии таких, как бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология, гуманистическая психология, сменяются парадигмы научного исследования и практики. Возрастает значимость эклектического подхода к разработке новых теорий и усиливается роль прикладной и практической психологии. К новым тенденциям психологии относится активное использование нейропсихологических методов. Знания современной психологии характеризуются огромных разнообразием, многообразием отраслей и междисциплинарных связей. Развиваются интернациональные связи психологов разных стран, активизируется их коммуникация, развиваются совместные научные проекты, широко используется английский язык как средство международного научного общения. Интернет и электронная коммуникация сближает психологов разных стран. Современной психологическая наука и практика учится жить и работать в условиях конкуренции и рыночных отношений, рейтингов и индексов цитирования. Значительно расширяются масштабы психологического образования, и возрастает популярность психологии во многих странах. В современной психологии активно разрабатываются новые отрасли психологии, развиваются междисциплинарные связи психологии с другими дисциплинами, особенно с биологическими и социальными. В XX и XXI веке психология развивалась неравномерно в разных странах - в результате сформировался разный опыт научных школ и традиций, имеется разное количество психологов. Различия наглядно проявляется в развитии методологии науки и практики, в количестве профессоров университетов, количестве научных публикаций в академических журналах и книгах, в количестве психологов, работающих в различных сферах практической психологии. Основные места работы профессиональных психологов — научные учреждения, учебные заведения, организации и фирмы, которые нуждаются в психологических услугах. Некоторые психологи работают частным образом. Для координации своей деятельности психологи создают профессиональные общественные организации. Во всех странах, как правило, существуют национальные психологические общества или ассоциации. Кроме того, существуют международные общества и ассоциации по отдельным направлениям научной или практической психологии.

Вопросы и задания

1. Где и когда появились первые системы знаний о душе?
2. Что было основным источником знаний о душе в средние века?
3. Какие науки были источником психологических знаний в XIX веке?
4. В какой период началось выделение психологии в качестве самостоятельной науки?
5. Что способствовало формированию психологии как самостоятельной науки?
6. Какие отрасли психологии начали развиваться в конце XIX века?
7. Что такое эмпирические факты и эмпирическая психология? Что значит слово «эмпирический»?
8. Назовите наиболее известные психологические концепции XX века.
9. Охарактеризуйте современные тенденции развития психологии.
10. Какие отрасли психологии возникли на основе связей психологии с другими науками?
11. Перечислите отрасли фундаментальной психологии.
12. Перечислите отрасли прикладной психологии.
13. Что изучает дифференциальная психология?
14. Что изучает геронтопсихология?
15. Что изучает специальная психология?
16. Что изучает олигофренопсихология?
17. Что изучает сурдопсихология?
18. Что изучает тифлопсихология?
19. Что изучает патопсихология?
20. С какими группами наук наиболее тесно связана психология по классификации Кедрова?
21. Какие три мира психологии сложились в современной психологии? Чем характеризуется развитие психологии в разных странах?
22. Перечислите типичные цели деятельности профессиональных общественных организаций психологов.
23. Назовите наиболее известные национальные профессиональные общественные организации психологов.
24. Назовите наиболее известные международные профессиональные общественные организации психологов.
25. Назовите журналы и информационные бюллетени по психологической тематике, издаваемые в России.

Приложения

Видео-иллюстрации к книге

Исследование Павловым условых рефлексов: Видео иллюстрация

Исследование Скиннером оперантного научения: Видео иллюстрация

Исследование Торндайком способности кошек к обучению с помощью проблемных ящиков: Видео иллюстрация

Исследования Уотсоном страхов: маленький Альберт: Видео иллюстрация