ПСИХОЛОГИЯ: Введение в профессию

Глава 14. Профессиональные и личностные качества психолога

14.1. Профессиональные качества психолога

Важнейшее качество психолога — профессиональная компетентность. Она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности. К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности. Развитие компетентности и личности психологов как специалистов начинается в студенческие годы и продолжается в течение многих лет. Профессиональное становление психологов имеет свою специфичность в области научно-исследовательской и практической психологической деятельности.

14.2. Этика профессиональной деятельности психолога

В деятельности любой профессиональной группы вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Профессиональная деятельность психолога требует соблюдения особых принципов и правил этики.

  1. Принцип профессиональной компетентности.
  2. Принцип ненанесения ущерба человеку.
  3. Принцип научной обоснованности и объективности.
  4. Принцип уважения клиента.
  5. Принцип соблюдения профессиональной конфиденциальности.

Рассмотренные принципы этики психолога характеризуют наиболее общие положения, которые он должен учитывать в своей научной, практической и педагогической деятельности. В свете этих принципов разрабатываются правила и нормы поведения психологов, стандарты их профессиональной деятельности.

В последние годы психологами многих стран разработаны этические нормы профессиональной психологической деятельности.

В то же время в рамках отдельных видов и сфер профессиональной психологической работы существуют и особые этические проблемы. Поэтому нередко рассматриваются специфические этические принципы, важные при проведении психологического исследования, психодиагностики, психологического консультирования.

14.3. Личностные качества психолога

На пути профессионального становления студентов-психологов ждут надежды, разочарования, и открытия, трудный путь самопознания и освоения профессии. Определенные личностные качества могут побуждать людей заниматься психологией. Есть основания полагать, что определенные впечатления детства и юности порой играют важную роль в последующем выборе психологии как сферы профессиональной деятельности, в выборе тематики научных исследований или практической работы, а также в формировании концепции психолога. В этом разделе книги, а также в биографическом справочнике (см. данный сайт) приводятся многочисленные примеры.

По мнению В.Н. Дружинина, чувство непохожести на других, неприспособленность душевного склада некоторых людей к миру, связанная с желанием эту дисгармонию преодолеть, часто приводит их к занятиям психологией. Мир другого человека для психолога является загадкой. Поэтому психологам присуща терпимость, снисходительность к людям, поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний. Ларошфуко писал: «Чем умнее человек, тем больше он видит различий между людьми, для человека заурядного — все люди на одно лицо».

Исследования показывают, что психологи-исследователи и психологи-практики, несмотря на сходство, отличаются по ряду личностных качеств.

Контрольные вопросы

  1. Что включает в себя профессиональная компетентность психолога?
  2. Какие требования предъявляются к подготовленности психолога в области психологии?
  3. Перечислите сферы специализации в области психологии.
  4. Какие способности нужны для успешной работы в сфере научной психологии?
  5. Перечислите основные этапы профессионального развития психологов (по Пряжникову и Пряжниковой).
  6. В чем проявляются основные проблемы становления психолога-исследователя?
  7. Охарактеризуйте основные стадии профессионального становления психолога-консультанта.
  8. Как оценивается научная квалификация психологов?
  9. Как оценивается профессиональная квалификация практических психологов?
  10. Перечислите наиболее важные принципы этики психолога.
  11. Какие разочарования могут возникать на пути профессионального становления студента-психолога?
  12. Какие личностные качества могут стать предпосылкой для занятий психологией?
  13. Какие личностные качества больше всего проявляются у психологов с исследовательской ориентацией?
  14. Какие личностные качества больше всего проявляются у психологов с практической ориентацией?
  15. Какие характеристики социального интеллекта оказываются значимыми для практического психолога?
  16. Что такое синдром сгорания и как избежать его в деятельности практического психолога?
  17. Какие гендерные различия были выявлены в деятельности психологов-женщин и психологов-мужчин (на примере военного психолога)?