ПСИХОЛОГИЯ: Введение в профессию

Глава 13. Профессиональные и личностные качества психологов

Формирование профессиональной компетентности и развитие личностных качеств является важными составными компонентами становления профессионального психолога, которое определяет успешность его работы. Роль личности и этики в психологии особенно велика.

В данной главе рассказывается, что такое компетентность психолога и как она развивается, какие этапы профессионального развития проходят психологи, прежде чем стать профессионалами своего дела. Здесь также рассмотрены особенности профессионального становления психологов-исследователей и психологов-практиков и качества, которые они должны иметь, чтобы быть успешными в своей деятельности. Далее в главе рассматриваются этические принципы профессиональной деятельности психолога.

Важное место в этой главе занимает исследование историй того, почему молодые люди становятся психологами, какие личностные качества, впечатления и события жизни побуждают их заняться профессиональной психологией, какие кризисы могут ожидать их на этом пути, и какие личностные качества способствуют успешной профессиональной деятельности в роли психолога.

В результате изучения данной главы, студенты будут:

ЗНАТЬ:
1. Что такое профессиональная компетентность и как она развивается у психологов.
2. Особенности профессионального становления психологов-исследователей и психологов-практиков.
3. Этические принципы профессионального психолога.
4. Личностные качества, которые способствуют успешной профессиональной деятельности в роли психолога.

УМЕТЬ:
1. Отличать профессиональные и личностные качества психолога.
2. Находить этические принципы одинаково важные для психолога-исследователя и психолога-практика.
3. Выявить роль личностного фактора и событий жизни в мотивации заниматься профессиональной психологией.

ВЛАДЕТЬ:
1. Навыками различения качеств, необходимых для успешной деятельности в сфере психологических исследований и психологической практики.
2. Навыками различения этических принципов, особенно важных для психологов-исследователей и психологов-практиков.
3. Навыками идентификации этических проблем в конкретных ситуациях профессиональной деятельности психолога.

Резюме

Важнейшим качеством психолога является профессиональная компетентность, включая в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности. Профессиональная эрудиция состоит в знании психологии, определенной совокупности знаний в областях гуманитарных и естественнонаучных, а также методологии и методик психологии. Профессиональные умения проявляются в способности применять психологические знания в работе: умения выполнять конкретные действия, владение приемами и психологическими «техниками» работы.

Профессиональные навыки позволяют психологу эффективно выполнять работу. Умелое использование опыта формирует мудрость профессионала-психолога. К профессиональной компетентности относится также понимание диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность психолога проявляется в определенной мотивации и направленности его личности, стремлении повышать уровень своей профессиональной компетентности.

Профессиональное становление психологов имеет свою специфичность в области научно-исследовательской и практической психологической деятельности. Существует как сходство, так и различие в личностных качествах, важных для таких видов деятельности психолога, как научные исследования и практическая психологическая работа.

К важнейшим принципам профессиональной этики психолога относятся следующие:
1. Принцип профессиональной компетентности.
2. Принцип ненанесения ущерба человеку.
3. Принцип научной обоснованности и объективности.
4. Принцип уважения клиента.
5. Принцип соблюдения профессиональной конфиденциальности.
Эти общие положения психолог должен учитывать в своей научной, практической и педагогической деятельности. В свете этих принципов разрабатываются правила и нормы поведения психологов, стандарты их профессиональной деятельности.

Психолог – это не просто работа, это склад жизни и особый тип личности. Профессия психолога – это больше, чем профессия. Это психологическое восприятие мира, особый склад ума и образ жизни. Профессиональные и личностные качества в деятельности психолога тесно связаны. Профессия накладывает отпечаток на образ жизни и личность психолога, а личностные особенности отражаются в предпочитаемой сфере и видах психологической деятельности. В практической психологии личность психолога является инструментом его работы и порой играет очень существенную роль, не менее значимую, чем психотерапевтические техники. Психолог в профессиональной деятельности формирует индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.

Вопросы и задания

1. Что включает в себя профессиональная компетентность психолога?
2. Какие требования предъявляются к подготовленности психолога в области психологии?
3. Перечислите сферы специализации в области психологии.
4. Какие способности нужны для успешной работы в сфере научной психологии?
5. Перечислите основные этапы профессионального развития психологов (по Пряжникову и Пряжниковой).
6. В чем проявляются основные проблемы становления психолога-исследователя?
7. Охарактеризуйте основные стадии профессионального становления психолога-консультанта.
8. Как оценивается научная квалификация психологов?
9. Как оценивается профессиональная квалификация практических психологов?
10. Перечислите наиболее важные принципы этики психолога.
11. Какие разочарования могут возникать на пути профессионального становления студента-психолога?
12. Какие личностные качества могут стать предпосылкой для занятий психологией?
13. Какие личностные качества больше всего проявляются у психологов с исследовательской ориентацией?
14. Какие личностные качества больше всего проявляются у психологов с практической ориентацией?
15. Какие характеристики социального интеллекта оказываются значимыми для практического психолога?
16. В чем сходство и в чем различие в личностных качествах, важных для таких видов деятельности психолога, как научные исследования и практическая психологическая работа.
17. Что такое синдром сгорания и как избежать его в деятельности практического психолога?
18. Какие гендерные различия были выявлены в деятельности психологов-женщин и психологов-мужчин (на примере военного психолога)?
19. Напишите небольшое сочинение «Как я пришел (пришла) в психологию». Обсудите этот вопрос с товарищами по учебной группе. Это будет интересным опытом исследование мотивов выбора профессии психолога.
20. Найдите примеры шуток про психологов и психологию. В каждой шутке есть определенная доля правды. Как вы думаете, в какой мере конкретная шутка отражает профессиональную психологическую реальность. Примеры психологических шуток вы можете найти, например, на сайте http://intropsy.ru/Humor/Humor
21. Вспомните психологов, которых вы лично встречали в своей жизни. Это могли быть практические психологи или преподаватели психологии. Какими профессиональными и личностными качествами они обладали? Приведите примеры. Насколько они соответствовали тем качествам, которые описаны в этой главе.
22. Вспомните и приведите примеры нарушения этических принципов в деятельности психолога, о которых вы читали или с которыми вы лично сталкивались. В чем именно заключалось несоответствие профессиональной психологической этике? Какие другие варианты этического поведения в этой ситуации вы могли бы предложить?
23. Какие личностные качества, которыми вы обладаете, могут помочь вам в профессиональной деятельности в качестве психолога, а какие качества могут препятствовать этому. Подумайте, как вы можете учесть, преодолеть или компенсировать недостающие качества.
24. Порой к психологу за помощью обращаются люди с аморальным или криминальным поведением. Перед психологом возникает дилемма работать или не работать с таким клиентом. Как вы думаете? Обсудите это с товарищами по группе. Приведите примеры случаев, - реальных или воображаемых, - когда бы вы согласились работать, а когда нет.