ПСИХОЛОГИЯ: Введение в профессию

Глава 12. Подготовка профессиональных психологов

Подготовка профессиональных психологов начинается с базового психологического образования. Традиционные системы обучения психологов сложились в ряде европейских стран, таких как Великобритания, Германия, Франция, Швейцария, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Россия, а также в США и Канаде. В других европейских странах, в Австралии, в странах Азии, Африки, Южной Америки за образец обычно берутся какие-либо из существующих моделей подготовки психологов. Подготовка психологов может осуществляться в разных типах учебных заведений. Это определяется национальными традициями высшего образования, поэтому необходимо разбираться в наименованиях учебных заведений и их структурных подразделений. Помимо базового образования профессиональная подготовка психологов часто требует обучения на магистерских программах или в школах профессиональной психологии. Докторская степень дает высшую психологическую квалификацию и открывает широкий круг возможностей для самостоятельной работы психолога.

В данной главе рассказывается, где психологи получают базовое психологическое образование, что они изучают на таких программах обучения. Далее в главе рассматриваются организация обучения и виды учебных занятий, методы самостоятельной работы с книгами и журналами по психологии, описаны типичные методы проверки и оценки знаний в вузе, которые нужно знать студентам, а также практические рекомендации как успешно готовиться и сдавать зачеты и экзамены. Расширяет образовательный кругозор студентов-психологов внеаудиторная работа.

В главе также объясняется, что такое последипломное психологическое образование и где его можно получить. Вы узнаете, что такое магистратура, аспирантура, курсы повышения квалификации и что эти программы могут дать для профессионального роста психологов. Кратко описывается международный опыт последипломного образования.

В результате изучения данной главы, студенты будут:

ЗНАТЬ:
1. Роль базового психологического образования в профессиональной подготовке психологов и ее традиционные формы в России и в других странах.
2. Содержание психологического образования.
3. Общую организацию обучения и виды учебных занятий.
4. Методы самостоятельной работы с книгами и журналами по психологии.
5. Методы проверки и оценки знаний в вузе.
6. Практические рекомендации по подготовке и сдаче зачетов и экзаменов.
7. Формы и содержание последипломного психологического образования существуют в России и в других странах.

УМЕТЬ:
1. Ориентироваться в современной системе психологического образования.
2. Объяснить сходство и различия в разных квалификациях, которые психологические программы дают студентам в России и за рубежом.
3. Различать назначение и функции магистерских и докторских программ, а также курсов повышения квалификации для психологов.

ВЛАДЕТЬ:
1. Навыками идентификации типов образовательных программ, используемых при обучении студентов-психологов.
2. Навыками идентификации форм и видов учебных занятий, используемых в высшем образовании.
3. Базовым терминологическим словарем психологического образования.

Резюме

Подготовка профессиональных психологов начинается с базового психологического образования. Такое высшее образование осуществляется в университетах или аналогичных типах высших учебных заведений. Факультеты, институты, или школы являются подразделениями университетов, на которых студенты обучаются по психологическим программам. Базовое психологическое образование в России осуществляется в учебных заведениях любого их перечисленных типов, имеющих лицензию на данную образовательную деятельность.

Психология в российском высшем образовании может изучаться также в качестве специальности или направления при подготовке бакалавров и магистров с присвоением квалификации Бакалавр психологии, а затем Магистр психологии.

Основными видами аудиторных занятий студентом являются лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, консультации. Написание рефератов, выполнение курсовых и дипломных работ по психологии — также важная составляющая часть учебных планов подготовки психологов. Значительная часть времени студентов-психологов при обучении в вузе отводится на углубленное изучение учебной и научной литературы: книг и журналов. За период обучения студенты проходят также ряд практик: учебную, производственную, преддипломную. К основным формам проверки знаний студентов относятся коллоквиумы, контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены. Итоговая государственная аттестация специалиста включает защиту выпускной квалификационной работы и сдачу государственных экзаменов. Помимо учебных занятий в вузах организуются различные виды внеаудиторной работы. Она не является обязательной для студентов, но участие в ней может принести пользу в профессиональном становлении и развитии личности психолога.

Помимо базового образования профессиональная подготовка психологов может включать обучение на магистерских программах, в аспирантуре, или в школах профессиональной психологии. Магистратура направлена на углубленную и расширенную подготовку студентов в определенной области или по определенному направлению психологии. Аспирантура по разным направлениям существует во многих университетах страны и является формой повышения научной квалификации психологов. После успешной защиты аспиранту присваивается ученая степень кандидата психологических наук по соответствующей специальности. Докторская степень дает высшую психологическую квалификацию и открывает широкий круг возможностей для самостоятельной работы психолога.

Помимо ученых степеней для оценки уровня образования и квалификации профессиональных психологов в научной и педагогической сфере используется система ученых степеней, а также система ученых званий. Психологам, работающим в научных или высших учебных заведениях, могут быть присвоены звания доцента и профессора.

В сфере практической психологии также существует система оценки уровня профессиональной квалификации. Для практических психологов организуются различные формы повышения квалификации, семинары и тренинги по отдельным направлениям психологии.

Для специалистов, уже получивших высшее образование по другой специальности, в университетах существуют различные формы повышения квалификации и переподготовки по психологии.

Для поддержания и повышения профессиональной квалификации психологов необходимо регулярное обновление теоретических и практических знаний.

Вопросы и задания

1. Где психологи получают базовое психологическое образование?
2. Чем различаются лицензирование и аккредитация?
3. Какие типы психологических специальностей и квалификаций существуют в высшем психологическом образовании России?
4. Какие уровни психологического образования существуют в многоуровневой системе подготовки психологов в России?
5. Какие типы учебных дисциплин изучают студенты-психологи в процессе профессиональной подготовки в высшем образовании?
6. Какие умения должны быть усвоены студентами-психологами при выполнении курсовых и дипломных работ?
7. Какие умения должны быть усвоены студентами-психологами при прохождении практик?
8. Что включает в себя итоговая государственная аттестация специалиста?
9. Какой тип послевузовского образования направлен на повышение научной квалификации психологов?
10. Какие ученые степени характеризуют научную квалификацию психологов?
11. Какие ученые звания характеризуют научно-педагогическую квалификацию психологов?
12. Какая система оценки профессиональной психологической квалификации существует в сфере практической психологии?
13. Какие формы переподготовки и повышения квалификации по психологии существуют у нас в стране?
14. Перечислите основные виды учебных занятий в вузе.
15. Как эффективно усваивать знания на лекции?
16. Как успешно подготовиться к семинарскому занятию?
17. Какие виды заданий выполняются на практических занятиях по психологии?
18. Какие три группы умений осваиваются студентами при написании рефератов, выполнении курсовых и дипломной работ?
19. Какие виды практики проходят студенты, и какие цели перед ними ставятся?
20. Перечислите и охарактеризуйте основные типы психологической литературы, с которой работают студенты?
21. Расскажите об эффективных стратегиях изучения литературой.
22. Какие формы проверки знаний используются в вузе?
23. Как успешно сдавать экзамены?
24. Какие критерии используются при оценивании знаний студента на экзамене?
25. Что составляет итоговую выпускную аттестацию студентов?
26. Какие формы внеаудиторной работы по психологии могут проводиться в вузе?
27. Какие виды последипломного психологического образования существуют в Америке, Европе, Австралии?
28. Какие виды последипломного психологического образования существуют в России?

Приложения

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 030300 ПСИХОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР". Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г.(ред. от 31.05.2011)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 030300 ПСИХОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР"). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 37.06.01 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ) (Программа аспирантуры). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 г.

Видео-иллюстрации к книге Как я стал социальным психологом: видео-интервью с Дэвидом Майерсом