ПСИХОЛОГИЯ: Введение в профессию

Уильям Луис Штерн

Уильям Луис Штерн

Уильям Луис Штерн (Stern) (1871 –1938) — немецкий психолог. Родился в Берлине. Получил образование в Берлинском университете, где он учился у известного психолога Г. Эббингауза.

После получения докторской степени его пригласили в 1897 году в университет в городе Бреслау, где он проработал в должности профессора психологии до 1916 года. Оставаясь профессором этого университета, Штерн основал в 1906 году в Берлине институт прикладной психологии и одновременно начинал издание «Журнала прикладной психологии», в которых он, вслед за Мюнстербергом развивает концепцию психотехники.

Однако наибольший интерес у него вызывали исследования психического развития детей. Поэтому он в 1916 году принял предложение стать преемником известного детского психолога Э. Меймана на посту заведующего психологической лабораторией в Гамбургском университете и редактора «Журнала по педагогической психологии». В это время он также являлся одним из инициаторов организации Гамбургского психологического института, который был открыт в 1919 году.

В 1933 году Штерн эмигрировал в Голландию, а в 1934 году переехал в США, где ему предложили должность профессора в Университете Дюка, которую он и занимал до конца жизни.

Работы Штерна в области психотехники связаны, прежде всего, с первым периодом его научной деятельности. Позже центром его исследовательских интересов стали вопросы психологии развития и дифференциальной психологии.

Штерн был одним из первых психологов, поставившим в центр своих исследовательских интересов анализ развития личности ребенка. Изучение целостной личности, закономерностей ее формирования было целью разработанной им теории персонализма.

Штерн является одним из основателей дифференциальной психологии, психологии индивидуальных различий, и одним из инициаторов экспериментального исследования детей, тестирования и, в частности. Он усовершенствовал способы измерения интеллекта детей, предложенные А. Бине, предложив измерять не умственный возраст, по коэффициент умственного развития (IQ).

(подготовлено на основе материалов статьи Т.Д. Марцинковской)