ПСИХОЛОГИЯ: Введение в профессию

Зигмунд Фрейд

Австрийский врач и психолог З. Фрейд считается одним из самых известных психологов в истории. Получить совершенно достоверное представление о его жиз­ненном пути довольно трудно. Существует много биог­рафических очерков и книг, однако порой в них проявляется субъективизм авторов, желающих изобразить Фрейда в идеализированном или героическом виде.

Годы ученичества

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в небольшом моравском городе Фрейбурге в семье небогатого торговца шерстью. В 1860 г. семья переехала в Вену. Из 83 лет свой жизни (1856—1939) 80 он проживет в этом городе. В большой семье было 8 детей, но только Зигмунд выделялся своими исключительными способностями, удивительно острым умом и страстью к чтению. Поэтому родители стремились создать для него лучшие условия. Если другие дети учили уроки при свечах, то Зигмунду выделили керосиновую лампу. Чтобы дети ему не мешали, им не позволяли музицировать, когда он занимался. В 17 лет он окончил гимназию с отличием и поступил в знаменитый Венский университет.

В университете преподавали выдающиеся профессора. Обучаясь в университете, Фрейд вошел в студенческий союз по изучению истории, политики, философии. Но особый интерес для него представляли естественные науки. Он формировался как специалист на принципах точного, опытного естествознания — физики и биологии. Он убеждался, что научное знание — это знание причин явлений под строгим контролем опыта. Он не ограничивался описанием явлений, а искал их причины и законы. Этим принципам он следовал и тогда, когда перешел в область психологии.

Учился он на медицинском факультете. Его учителем был выдающийся европейский физиолог Эрнст Брюкке, в лаборатории которого работали ученые из многих стран, в том числе отец русской физиологии и научной психологии И.М. Сеченов. Под руководст­вом Брюкке студент Фрейд работал в Венском физиологическом институте, просиживая часами за микроскопом. Под старость, будучи всемирно признанным психологом, он писал одному из своих друзей, что никогда не был так счастлив, как в годы, потраченные в лаборатории на изучение устройства нервных клеток спинного мозга животных. Умение сосредоточенно и всецело отдавать себя научным занятиям, выработанное в этот период, Фрейд сохранил на последующие десятилетия.

Начало врачебной деятельности

После окончания Венского университета З. Фрейд намеревался стать профессиональным научным работником. Но вакантного места в физиологическом институте у Брюкке не было. Тем временем ухудшилось материальное положение Фрейда. Трудности обострились в связи с предстоящей женитьбой на такой же бедной, как и он, Марте Берней. Науку пришлось оставить и искать средства к существованию. Имелся один выход — стать практикующим врачом, хотя к этой профессии он никакого тяготения не испытывал. Он принял решение заняться частной практикой в качестве невропатолога. Для этого пришлось сначала пойти работать в клинику, так как медицинского опыта у него не было. В клинике Фрейд осваивает методы диагностики и лечения детей с пораженным мозгом, а также с различными нарушениями речи. Его научные работы получают известность в медицинских кругах. Фрейд приобретает репутацию высококвалифицированного врача-невропатолога. Своих больных он лечил признанными в то время методами физиотерапии, воздействуя на больного теплом, водой, электричеством и др. Однако Фрейд вскоре почувствовал неудовлетворенность этими физиотерапевтическими процедурами, поскольку эффективность лечения оставляла желать лучшего. Он стал искать другие методы, в частности гипноз, с помощью которого врачами были получены хорошие результаты. Одним из таких врачей был Иосиф Брейер, который стал во всем покровительствовать молодому Фрейду. Они совместно обсуждали причины заболеваний своих пациентов и перспективы лечения (Ярошевский, 1989, с. 6—7).

Больными, которые к ним обращались, были главным образом женщины, страдавшие истерией. Проявления болезни — страхи (фобии), потеря чувствительности, отвращение к пище, раздвоение личности, галлюцинации, спазмы и др. Применяя легкий гипноз (внушенное состояние, подобное сну), Брейер и Фрейд просили своих пациенток рассказывать о событиях, предшествовавших болезни. Когда больным удавалось вспомнить об этом и «выговориться», проявления болезни хотя бы на время исчезали. Такой эффект Брейер назвал древнегреческим словом «катарсис» (очищение). Древние философы использовали это слово для обозначения переживаний, которые возникают у человека при восприятии произведений искусства и очищают душу от омрачающих ее чувств. Брейером этот термин был перенесен из эстетики в психотерапию. О влиянии неосознаваемых человеком былых впечатлений, воспоминаний, представлений на сознание давно было известно философам и психологам. Новизна идеи Брейера и Фрейда заключалась в том, что сознание оказывает сопротивление неосознаваемому. Это приводит к заболеваниям органов чувств и движений (может даже возникнуть временный паралич). Гипноз ослабляет или совсем снимает контроль сознания. В состоянии гипноза пациенту легче «излить душу» и рассказать о вытесненных из сознания переживаниях.

Особенно успешно использовали гипноз французские врачи. Для изучения их опыта Фрейд ездил в Париж к знаменитому неврологу Шарко (ныне он известен в связи с одной из физиотерапевтических процедур — так называемым душем Шарко). Это был замечательный врач, прозванный «Наполеоном неврозов». У него лечилось большинство королевских семей Европы. Толпа практикантов постоянно сопровождала знаменитость во время обходов больных и при сеансах лечения гипнозом. Фрейд — молодой венский доктор — стал одним из таких практикантов. Случай помог Фрейду сблизиться с Шарко, к которому он обратился с предложением перевести его лекции на немецкий язык.

В одной из бесед с Фрейдом Шарко сказал, что источник многих странностей в поведении невротика скрывается в особенностях его половой жизни. Это высказывание запало в голову Фрейда. Через несколько лет, под впечатлением этих наблюдений и предположений, Фрейд выдвинул идею о роли сексуального влечения как главного двигателя поведения людей, их истории и культуры. В прямом или замаскированном вмешательстве сексуальных сил в жизнь человека Фрейд видел универсальный ключ ко всем жизненным проблемам. Такой подход привел к огромной популярности Фрейда во многих странах Запада — причем далеко за пределами психологии (Ярошевский, 1989, с. 7—14).

Создание психоанализа

Вскоре Фрейд стал заниматься разработкой проблем личности и особого метода лечения неврозов. Значительное место в его теории и практике занимали проблемы бессознательного. Интерес к неосознаваемым процессам возник у Фрейда в самом начале его врачебной деятельности. Толчком к этому послужила демонстрация постгипнотического внушения, которая произвела на него потрясающее впечатление. Одной даме внушили в гипнозе, что она после пробуждения должна взять зонтик, стоящий в углу комнаты. Когда она проснулась, то действительно взяла зонтик и раскрыла его. На вопрос, зачем она это сделала, дама ответила, что захотела проверить, исправен ли зонтик. Когда же ей заметили, что зонтик чужой, она смутилась и поставила его на место (Гиппенрейтер, 1996, с. 89).

Подобные факты были известны и до Фрейда. Но Фрейд дал им новое объяснение. На основе анализа подобных фактов Фрейд создал свою теорию бессознательного. Как лечащий врач он нередко встречался с тем, что неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и скрытыми бессознательными побуждениями.

Его теория и метод исцеления души были названы психоанализом, ставшим очень популярным в психологии XX века. В дальнейшем Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека бессознательными психическими силами.

Когда Фрейд обратился к психологии, она считалась наукой о сознании. Под сознанием понималось прямое знание человека о том, что происходит в его собственной душе. Именно это знание было основой психологии. Фрейд, опираясь на свой медицинский опыт, стал изучать бессознательные силы. Больные, которых он лечил, страдали именно оттого, что не знали о своих влечениях, не знали о том, что вызвало у них душевную боль. Только подавив с помощью гипноза контроль сознания, удавалось найти следы событий, травмировавших личность. В смелом вторжении в дебри бессознательной психики заключался пионерский шаг З. Фрейда. Ключ к тайнам душевной жизни человека он стал искать не в физиологии и не в психологии сознания, а в психологии бессознательного.

В процессе лечения необходимо было проникнуть в скрытые от сознания мысли и переживания. Первоначально главным и единственным орудием был гипноз. Фрейд не владел им столь мастерски, как Брейер. Неудовлетворенность гипнозом побудила его искать другие средства.

Новым терапевтическим средством, которое изобрел Фрейд, оказались так называемые свободные ассоциации. Они на многие годы стали основой психоанализа. Понятие «ассоциации» — одно из древнейших в психологии. Оно встречалось еще у Платона и Аристотеля. Закон образования ассоциаций веками считался главным в психологии. Например, взглянув на какую-либо вещь, человек вспоминает ее владельца; поскольку раньше они воспринимались одновременно, между их следами в мозгу образовалась связь — ассоциация.

Фрейд использовал ассоциации для того, чтобы найти путь в область неосознаваемых побуждений. Для этого ассоциации должны стать свободными, то есть выйти из-под контроля сознания. Так родилась главная процедура психоанализа. Пациенту предлагалось, находясь в расслабленном состоянии (обычно лежа на кушетке), непринужденно говорить обо всем, что ему приходит в голову, «выплескивать» свои ассоциации, какими бы странными ни казались эти возникающие мысли. В тех случаях, когда пациент испытывал замешательство, начинал запинаться, повторял несколько раз одно и то же слово, жаловался на невозможность что-либо припомнить, Фрейд предполагал: больной, сам того не подозревая, сопротивляется некоторым своим тайным мыслям, притом делает это неумышленно, неосознанно.

Открыв роль глубинных, неосознаваемых мотивов в управлении человеческим поведением, Фрейд обосновывал новое направление в психологии. Но его твердая убежденность (до 20-х годов) в том, что главным объяснением всех побуждений, страстей и бед человеческих является действие бессознательных сексуальных сил, поссорила его со многими своими сторонниками и сотрудниками. Отношение к взглядам З. Фрейда было очень противоречивым, а его теория с самого начала подвергалась критике и даже осуждению.

Ежедневно по 8—10 часов на протяжении многих десятилетий Фрейд занимался врачебной практикой. Фактами, полученными из этого опыта, он описал структуру личности. Как практикующий врач Фрейд был очень внимателен к фактам. Можно сказать, он был великим их знатоком, умел обобщать и на их основе строил теоретические положения. Однако позднее он больше занимался разработкой теорий и меньшее внимание стал уделять подкреплению их фактами. Возникает впечатление, что чем больше росла слава Фрейда, тем больше он начинал верить в то, что его взгляды верны, и становился менее самокритичным. Фрейд обладал непримиримым характером и растерял почти всех своих учеников, которые пытались как-то изменить или дополнить его концепцию. Поскольку психоанализ пробивал себе дорогу с большим трудом, то каждое отступление Фрейд рассматривал как предательство. Из психоаналитической ассоциации изгонялись вместе со своими сторонниками ученики Фрейда — А. Адлер, К.Г. Юнг, К. Хорни, М. Клейн, Ж. Лакан. Такого рода атмосфера предполагала буквальное следование доктрине, предложенной Фрейдом (Руткевич, 1997, с. 20).

В психоанализе был разработан также анализ сновидений как метод выяв­ления бессознательных мыслей и переживаний. Заключался он в толковании психоаналитиком сновидений пациента. Фрейд считал, что «сценарий» сновидений при его кажу­щейся нелепости — это код потаенных желаний, которые удовлетворяются в образах-символах сна. Это предположение настолько поразило Фрейда, что он запомнил, при каких обстоятельствах оно пришло ему на ум. Это было в четверг вечером 24 июля 1895 г. в северо-восточном углу террасы одного из венских ресторанов. По этому поводу Фрейд однажды иронически сказал, что на этом месте следовало бы прибить табличку: «Здесь доктором Фрейдом была открыта тайна сновидений». В 1900 г. появилась книга «Толкование сновидений». Ее Фрейд неизменно считал своим главным трудом. В книге описывались способы формирования образов во сне: их сгущение в причудливый комплекс, замена целого частью, олицетворение и т.п. При этом он считал, что существуют символы, имеющие общий смысл для всех людей. В качестве таких символов рассматривались полет, падение, видение воды, острых предметов, выпавшего зуба и т.п. Проверка данного положения независимыми авторами не подтвердила этот вывод. Фрейд объяснял образы сновидений как разряды эмоциональных переживаний. Источник их возникновения скрыт в бессознательном, в страхах, влечениях и других переживаниях, вытесненных из дневной жизни. Они говорят о себе на особом символическом языке. Фрейд попытался восстановить их словарь и способ построения.

В 1901 г. была опубликована его книга «Психопатология обыденной жизни», где он объяснял различные ошибочные действия: забывание имен, оговорки, описки проявлением неосознаваемых мотивов. Причины этого по Фрейду следует искать в бессознательных импульсах, влечениях.

Затем последовали его работы «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Тотем и табу» (1913).

Международная слава Фрейда

Популярность Фрейда росла. Пришла к нему и международная слава. В 1909 г. он приглашен в США, его лекции прослушали многие ученые, в том числе патриарх американской психологии Уильям Джемс. Обняв Фрейда, он сказал: «За вами будущее» (Ярошевский, 1989, с. 21).

В 1910 г. в Нюрнберге собрался Первый международный конгресс по психоанализу. Его участники объявили психоанализ особой наукой, отличной от психологии. Однако вскоре среди этого сообщества начались распри, приведшие к его распаду. Многие вчерашние ближайшие сподвижники Фрейда порвали с ним и создали собственные школы и направления. Среди них были Альфред Адлер и Карл Юнг, ставшие впоследствии знаменитыми психологами. Большинство из них были не согласны с признанием всемогущества сексуального инстинкта.

Вскоре и сам Фрейд внес коррективы в свою концепцию. К этому вынудила жизнь. Началась Первая мировая война. Пациенты все чаще страдали от неврозов, связанных не с сексуальными переживаниями, а с травмировавшими их испытаниями военного времени. Прежняя концепция Фрейда, возникшая под впечатлением лечения венских буржуа в конце XIX века, оказалась непригодной, чтобы объяснить психические травмы, возникшие в боевых условиях у вчерашних солдат и офицеров. Психические травмы и переживания новых пациентов Фрейда, вызванные встречей со смертью, послужили поводом для предположения о существовании особого инстинкта. Он получил название Танатос. Под именем Танатоса имелось в виду особое тяготение к смерти, к уничтожению либо других, либо себя. С точки зрения Фрейда, этот инстинкт наряду сексуальным лежит в основе любых форм поведения.

Были у Фрейда и обстоятельства личной жизни, которые побудили его к изучению этой проблемы. В начале 20-х годов на него обрушилась тяжелая болезнь, вызванная тем, что он был злостным курильщиком сигар. Терпеливо перенося одну операцию за другой, он продолжал напряженно работать. В 1915—1917 гг. он выступил в Венском университете с большим курсом, опубликованным под названием «Вводные лекции в психоанализ». Курс требовал дополнений, их он опубликовал в виде 8 лекций в 1933 г. В этот же последний период творчества Фрейда были опубликованы его работы «Психология масс и анализ Я» (1921), «Я и Оно» (1923). В этих книгах отразились изменения его взглядов на структуру человеческой личности (Ярошевский, 1989, с. 22).

Социальная ситуация в Европе в 30-х годах становилась все более тревожной. В 1933 году в Германии к власти пришел фашизм. Среди сожженных нацистами книг оказались и книги Фрейда. Узнав об этом, Фрейд воскликнул: «Какого прогресса мы достигли! В средние века они сожгли бы меня, в наши дни они удовлетворились тем, что сожгли мои книги» (цит. по Ярошевский, 1989, с. 27). Он не подозревал, что через несколько лет в печах Освенцима и Майданека погибнут миллионы евреев и других жертв нацизма. Среди них — четыре сестры Фрейда. Его самого, всемирно известного ученого, ждала бы после захвата Австрии нацистами та же участь. Однако при посредничестве американского посла во Франции удалось добиться разрешения на его эмиграцию в Англию. Перед отъездом он должен был дать расписку в том, что гестапо обращалось с ним вежливо и заботливо, поэтому у него нет оснований жаловаться. Ставя свою подпись, Фрейд спросил: нельзя ли к этому добавить, что он может каждому сердечно рекомендовать гестапо? В Англии Фрейда встретили восторженно, но дни его были сочтены. Он мучился от болей, и по его просьбе лечащий врач сделал два укола, положившие конец страданиям. Это произошло в Лондоне 21 сентября 1939 г. (Ярошевский, 1989, с. 28).

Теория З. Фрейда приобрела в мире столь великую популярность, что многие люди и в наше время убеждены, что «психология — это и есть Фрейд».

З. Фрейд был современником других выдающихся психологов — В. Вундта, У. Джемса, Э. Титченера. Когда он начал создавать свою теорию, то понимал, насколько сильно она расходится с традиционной психологией, изучавшей, прежде всего, психологию сознания. Позже он стал считать, что традиционная психология, по-видимому, умерщвлена его учением, но она этого пока не замечает и продолжает поучать дальше. Говорят, однажды он сравнил Вундта с легендарным великаном, у которого была снесена голова, а он, в пылу битвы не замечая этого, продолжал сражаться (цит. по Гиппенрейтер, 1996, с. 89).