ПСИХОЛОГИЯ: Введение в профессию

Эдвард Торндайк

Эдвард Торндайк

Эдвард Торндайк (Thorndike) (1874 - 1949) – выдающийся американский психолог. Он родился в семье методистского священника. Семья вела аскетический образ жизни, сыновей (их было трое) воспитывали в строгости, прививая им привычку к упорному труду и самоотверженному следованию нравственным заповедям. Такой стиль воспитания может показаться слишком суровым, однако его позитивные плоды налицо: все трое братьев Торндайк поступили в Уэслианский университет и впоследствии стали крупными учеными.

В университете Торндайк прослушал курс психологии, основанный на учебнике англичанина Джеймса Салли «Очерки психологии». Особого интереса этот предмет у него не вызывал — до той поры, пока он по собственной инициативе не прочитал «Принципы психологии» У. Джеймса. Воодушевленный идеями Джеймса, Торндайк перевелся в Гарвардский университет и здесь прослушал его курс. Он предложил провести исследование сирот. Несмотря на поддержку Джеймса, администрации приюта отказалась от проведения исследования. Тогда Торндайк занялся опытами над животными. Он стал обучать цыплят навыкам прохождения лабиринта. Так как в Гарварде не было места для лаборатории, цыплят негде было держать, и Торндайк по предложению Джеймса, который к нему явно благоволил, устроил импровизированную лабораторию в подвале его дома. Фактически это была первая в мире экспериментальная лаборатория по зоопсихологии.

В 1897 он перешел работать в другой университет, который обеспечивал финансовую поддержку и предоставлял больше места. Захватив корзину с двумя дрессированными цыплятами, он переехал в Колумбийский университет к Дж. М. Кэттелу — горячему приверженцу объективного метода в психологии. Здесь Торндайк продолжал исследования над кошками и собаками и изобрел специальный аппарат — «проблемный ящик», в который помещались подопытные животные. Свои факты и выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации «Интеллект животных».

Исследование Торндайком способности кошек к обучению с помощью проблемных ящиков: Видео иллюстрация

Торндайк не собирался посвятить всю жизнь экспериментам с проблемными ящиками. Целеустремленный и амбициозный, он в свое время писал невесте: «Я решил за пять лет достигнуть самых вершин психологии, потом буду преподавать еще десять лет, а затем уйду из науки». В области зоопсихологии он проработал недолго. Несмотря на то, что в течение многих лет он являлся самым известным психологом в мире, он на удивление мало участвовал в современной ему научной полемике.

В 1899 году Торндайк стал преподавателем психологии в педагогическом колледже Колумбийского университета. Там он продолжил экспериментальные исследования, перенеся методы изучения поведения животных на людей. Вся его дальнейшая работа была посвящена проблемам обучения людей, а также таким близким отраслям, как тестирование интеллекта.

Торндайк, как и намеревался, действительно достиг вершин: в 1912 году он был избран президентом Американской психологической ассоциации. За полвека работы в Колумбийском университете им было написано свыше 500 научных работ. В 1939 году Торндайк ушел в отставку, но продолжал научную деятельность до самой смерти (он умер в 1949 году).