ПСИХОЛОГИЯ: Введение в профессию

Ибн Рошд

Ибн Рошд

Ибн Рошд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (латинизированное - Аверроэс) (1126, Испания - 1198, Марокко) - знаменитый арабский философ и врач.

Следуя фамильной традиции, Ибн Рошд с ранних лет изучал теологию, юриспруденцию, арабскую литературу, проявлял особые способности к медицине.

Он обучался у знаменитых учёных своего века и был в самых дружеских отношениях с известными учёными. Благодаря своим талантам и познаниям достиг высших почётных должностей и жил то в Марокко, то в Севилье или Кордове (Испания).

Во второй половине 1168 года Ибн Рошд познакомился с халифом Абу-Якубом. Тот приблизил к себе сорокатрехлетнего ученого и дал ему официальное задание - заняться комментированием Аристотеля. Несколько месяцев спустя им была завершена работа над толкованием аристотелевской книги "О возникновении животных".

Большинство его философских сочинений представляет собой комментарий к трудам Аристотеля; получил почётное прозвище Комментатора. Согласно Ибн Рошду, материальный мир вечен, как и Бог, который не сотворил мир. Материя существует как постоянная возможность форм, которые из нее возникают; материя и форма, для Ибн Рошда, нераздельны и образуют единство.

Индивидуальные души не являются бессмертными, они умирают вместе с телом. Этика Ибн Рошда заключается в учении, что человек создает добро в соответствии со своими установками, а не в зависимости от того, что его ожидает - Ад или Рай. Эти рационалистические и материалистические воззрения Ибн Рошда оказали большое влияние на дальнейшее развитие средневековой философии.

В 1171 году Ибн Рошд вернулся в Кордову, где занял наследственную в его роду должность великого кадия. В 1182 году Ибн Рошд занял должность лейб-медика халифа.

Ибн Рошд написал энциклопедический медицинский труд Китаб аль-коллият (общее руководство по медицине) в 7 книгах (в европейской литературе известно под названием "Colliget"), содержащего клинические наблюдения.

В 1184 году, после смерти Абу-Якуба, халифский престол перешел к его сыну Абу-Юсуфу Якубу. Первоначально новый правитель покровительствовал ученому, но в 1195 году повелел сжечь сочинения Ибн Рошда, а самого философа сослал в местечко аль-Ясана, близ Кордовы. Опала Ибн Рошда продолжалась недолго: после успешного завершения похода на кастильцев, халиф вернулся в Марокко, куда пригласил Ибн Рошда и других ученых.

Он был опять призван ко двору в Марокко и осыпан благосклонностью. Ибн Рошд скончался 10 декабря 1198 году в Марокко. Через три месяца по просьбе родственников философа его останки были переправлены в Кордову.

(При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона а также материалы сайта http://100top.ru/encyclopedia/).