ПСИХОЛОГИЯ: Введение в профессию

Александр Петрович Нечаев

Александр Петрович Нечаев (1870 – 1948) – русский психолог. Родился в Петербурге, в семье инспектора духовной семинарии. Среднее образование получил в духовной семинарии, где у него возник интерес к философии. В 1890 г. он поступил на философское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. По окончании университета в 1894 г. был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1897 г. А.П.Нечаев получил степень магистра философии и был зачислен в состав приват-доцентов Петербургского университета.

В 1898 г. он был направлен на стажировку в Германию. А.П.Нечаев работал в лаборатории В.Вундта в Лейпциге, в лаборатории Г.Э. Мюллера в Геттингене, в лаборатории Э.Крепелина в Гейдельберге, знакомился с работой лаборатории Э. Меймана в Цюрихе, с лабораторией А. Бине в Париже. Период стажировки определил направление исследовательской деятельности А.П.Нечаева. Он твердо решил посвятить себя экспериментальному изучению детского развития, внедрению эксперимента в педагогическую психологию.

А.П.Нечаев развернул разнообразную научную деятельность в Педагогическом музее военно-учебных заведений в Соляном городке (в Петербурге). Осенью 1899 г. в ряде петербургских учебных заведений он организовал изучение особенностей развития памяти в школьном возрасте. В 1901 году им была создана при Педагогическом музее в Петербурге первая в России лаборатория экспериментальной педагогической психологии. В 1904 г. при лаборатории были открыты первые в России педологические курсы. На курсах читались многочисленные циклы лекций, охватывающие разные стороны детской жизнедеятельности, проводились занятия по технике психологического эксперимента и основам статистических методов. Для слушателей были организованы практические занятия. Доступ в лабораторию был открыт для всех желающих. Заведовал курсами А.П. Нечаев, а руководителями практических занятий были многие известные ученые.

Активные усилия прилагал А.П. Нечаев к тому, чтобы сделать результаты исследования доступными читающей публике, в том числе и иностранной. Его статьи регулярно появлялись в ведущих педагогических журналах. В 1908 г. под редакцией А.П. Нечаева и Н.Е. Румянцева стал издаваться «Ежегодник экспериментальной педагогики». Многие статьи А.П. Нечаева публиковались в зарубежных журналах.

А.П.Нечаев был деятельным участником многих российских съездов, где обсуждались вопросы изучения и воспитания детей. Он же явился инициатором созыва всероссийских съездов по педагогической психологии. Первый такой съезд состоялся в 1906 г. в Петербурге. Здесь же в 1909 г. состоялся второй съезд.

В 1907 г. в Петербурге при деятельном участии А.П. Нечаева была создана Педагогическая академия, ставившая целью подготовку высококвалифицированных педагогов, организаторов внешкольного просвещения, директоров учебных заведений, школьных врачей.

Помимо многочисленных публикаций в журналах, отражавших результаты его наблюдений и исследований, А.П. Нечаев написал «Очерк психологии для воспитателей и учителей», методические указания для учителей средних учебных заведений, желающих преподавать психологию, учебник психологии для средних учебных заведений и самообразования, разработал набор простейших приборов для преподавателей психологии. Некоторые из его приборов демонстрировались на психологических выставках в России и за рубежом и были удостоены премий.

В 1910 г. в Петербурге по инициативе А.П.Нечаева было создано Общество экспериментальной педагогики, ставившее задачей организацию всестороннего изучения психофизиологической природы детей, условий детского развития и воспитания при помощи естественнонаучных методов, а также распространение сведений о закономерностях развития ребенка и психологических основах воспитания и обучения.

Широкая и разнообразная научная и организационная деятельность А.П. Нечаева принесла ему заслуженную популярность в России и за рубежом. Его труды переводились на многие иностранные языки. Он был избран почетным членом ряда русских и иностранных научных обществ и учреждений. Со многими деятелями мировой психологической науки (В.Вундт, Г.Эббингауз, Э.Мейман, В.Штерн и другие) поддерживал личные контакты.

Выполняя огромную научно-организационную работу, А.П. Нечаев вел и систематические научные исследования. Его научные интересы в дореволюционный период концентрировались на познании различных сторон психического развития ребенка.

В 1917 г. А.П.Нечаев стал директором Самарского педагогического института. С преобразованием его в 1918 г. в университет А.П.Нечаев дважды избирался его ректором. В 1921 г. он был избран профессором Московского государственного психоневрологического института, а в 1922 г. — его директором. На этом посту он оставался до 1925 г. До 1935 г. жизнь и деятельность А.П. Нечаева была связана с Москвой.

В послереволюционный период круг научных интересов А.П.Нечаева несколько изменяется. Он меньше занимается непосредственно психолого-педагогическими исследованиями. После 1923 г. он все больше переключается на другие области исследования. Основное место в них занимают психофизиологические аспекты. Много внимания он уделяет психологии труда, в частности исследованию проблем профессионального отбора и психического утомления.

В 1926 г. А.П. Нечаеву была назначена персональная пенсия. Но он продолжал трудиться. Преподавал психологию в медико-педагогическом институте, Институте дефективного ребенка. С 1931 по 1935 г. он заведовал психотехническим сектором Центрального автоэксплуатационного научно-исследовательского института, был профессором-консультантом в Институте по изучению труда и отдыха при Наркомтруде.

2 апреля 1935 г. А.П.Нечаев как «враг народа» был присужден к ссылке в Казахстан за контрреволюционную агитацию. Для него это было тяжелым ударом. Отбывал ссылку А.П.Нечаев в Семипалатинске. Здесь он занимался проблемами физиотерапии, невропатологии, психиатрии. С 1935 по 1944 г. он был научным руководителем Института физических методов лечения, консультантом психиатрической больницы и детской амбулатории. В этот период им была написана монография «Система психофизиологических синдромов» (рукопись). Высокий авторитет А.П. Нечаева как ученого сохранился.

В 1944 г. по ходатайству Ученого совета Тбилисского университета он был утвержден в ученой степени доктора педагогических наук (без защиты диссертации). Он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». С 1944 г. он становится заведующим кафедрой педагогики и психологии Семипалатинского педагогического института.

В 1946 г. Ученым советом института кандидатура А.П.Нечаева была выдвинута в действительные члены АПН РСФСР по отделению психологии (выборы не состоялись).

6 сентября 1948 г. он умер.

(Подготовлено на основе статьи А.А. Никольской)