ПСИХОЛОГИЯ: Введение в профессию

Гуго Мюнстерберг

Гуго Мюнстерберг

Гуго Мюнстерберг (Münsterberg) (1863–1916) – немецкий, позже американский психолог. Родился в Данциге, Восточная Пруссия (ныне польский город Гданьск). С юного возраста он мечтал посвятить себя медицинской карьере и с этой целью в 19 лет покинул родной город и направился в Лейпциг, где собирался изучать медицину. Посещение нескольких лекций Вильгельма Вундта настолько воодушевило юношу, что заставило изменить профессиональные планы. Мюнстерберг подготовил диссертацию под руководством Вундта, у которого обучался на протяжении трех лет, и получил докторскую степень по психологии 1885.

В студенческие годы он также увлекся философией, причем весьма серьезно. В 1885 получил степень доктора философии в Лейпцигском университете. Медицинских интересов он, однако, не оставил и продолжил подготовку в этой области; в 1887 году в Гейдельбергском университете получил степень доктора медицины.

В 1891 году Мюнстерберг занял должность профессора во Фрейбургском университете, где организовал экспериментально-психологическую лабораторию. Он быстро заслужил репутацию блестящего экспериментатора и этим привлек внимание У. Джемса, мечтавшего стимулировать развитие молодой американской психологии притоком перспективных европейских кадров. По приглашению Джемса в 1892 году Мюнстерберг перебрался в США, получил профессорскую должность в Гарвардском университете, где он стал главой новой психологической лаборатории.

Весь американский период работы Мюнстерберга связан с Гарвардским университетом. Мюнстерберг преуспел в области практической психологии, при этом затмил многих своих коллег. Число его публикаций в популярной периодике намного превысило число научных работ. Последнее обстоятельство вызывало особое раздражение коллег.

Однако общественное признание было ошеломляющим. Мюнстерберг был частым гостем Белого дома, накоротке знаком с Теодором Рузвельтом и Уильямом Тафтом, дружбой с ним дорожили сталелитейный магнат Энрю Карнеги, философ Бертран Рассел, звезды молодого американского кино; получить его консультацию стремились многие представители деловой элиты. Не говоря уже о том, что многочисленные щедрые гонорары позволили забыть о скудости академического жалованья.

Первой прикладной областью, к которой обратился Мюнстерберг, была судебная психология. Особым вниманием Мюнстерберга пользовалась проблема достоверности свидетельских показаний. Этот опыт был обобщен им в книге о психологии свидетельских показаний, вышедшей в 1908 году.

Другой сферой его интересов выступала психотерапия. Его книга на эту тему («Психотерапия») вышла в 1909 году. Смысл психотерапии Мюнстерберг видел в том, чтобы помочь пациенту забыть негативные переживания, устранить неприятные мысли, избавить его от привычек, мешающих жить. С этой целью им, в частности, применялся гипноз, который в ту пору вызывал крайне настороженное отношение. Чтобы избежать сплетен и наветов, Мюнстерберг в конце концов от гипноза отказался.

Еще одной сферой интересов Мюнстерберга была педагогика, точнее — использование психологических закономерностей в школьной практике. 

Однако самой, пожалуй, важной сферой интересов Мюнстерберга выступила индустриальная психология, понимавшаяся им чрезвычайно широко — в его работах на эту тему освещались проблемы профориентации (в частности, с применением психодиагностических процедур), управления персоналом, повышения трудовой мотивации и производственной дисциплины, преодоления негативного влияния монотонного труда и т.п. Результаты этих наблюдений и исследований были обобщены им в книге «Психология и эффективность производства» (1915).

Именно с индустриальной психологией принято связывать оформление психотехники как особой научно-практической отрасли. Именно Мюнстерберга (наряду с В. Штерном) считают основоположником психотехники. Но и Мюнстерберг и Штерн понимали психотехнику шире — как прикладную отрасль, затрагивающую проблемы не только промышленного труда, но также военного и школьного дела, торговли, юриспруденции, рекламы и пр. 

Психотехнические исследования Мюнстеберга выводили психологию на совершенно новый уровень, демонстрируя, что психологи могут быть исключительно практически полезны. Однако его стремление объять все актуальные проблемы порой ставило его в неловкое положение, вызывая критику со стороны коллег. Кроме того, в атмосфере шпиономании, сгустившейся накануне Первой мировой войны, Мюнстерберг, который и после начала войны продолжал придерживаться активной прогерманской позиции, подвергся общественному осуждению.

16 декабря 1916 года Мюнстерберг умер от обширного инфаркта. Умер он в буквальном смысле слова на глазах своих студентов — во время чтения лекции. Похороны были скромные, никто из именитых персон, когда-то дороживших дружбой с ученым, на них не появился.