ПСИХОЛОГИЯ: Введение в профессию

Александр Романович Лурия

Александр Романович Лурия

Александр Романович Лурия (1902 – 1977) — российский психолог. Родился в Казани в семье врача. Его отец был известным врачом, человек строгой естественно-научной направленности, и ему впоследствии пришлось не по душе увлечение сына психологией. Как вспоминал А.Р.Лурия, он, по мнению отца, выбрал "никому не нужную, дурацкую науку". Лишь в 1937 году, когда А.Р. Лурия получил второе высшее образование, окончив медицинский институт, его отец испытал удовлетворение судьбою сына.

Завершив в 1918 году среднее образование, Лурия поступил в Казанский университет, который в ту пору распахнул двери практически всем желающим, независимо от уровня подготовки. В университете царил хаос. Чему и как следует учить студентов, никто толком не представлял. Факультет, на который поступил Лурия, назывался юридическим, но вскоре был переименован в факультет общественных наук.

К психологии Лурия пришел не сразу, и весьма извилистым путем. Вот его собственное парадоксальное утверждение: "Я начал свой путь в науке с того, что получил прочное, длительное и совершенно безоговорочное отвращение к психологии". Как и многие молодые люди той поры, студент Лурия бредил социальным прожектерством. Он намеревался написать книгу о законах возникновения и распространения идей. Этот замысел так и не был осуществлен, однако побудил Лурию обратиться к психологическим источникам, каковыми оказались труды Вундта, Титченера и Гефдинга. "Ни в этих, ни в каких других книгах по психологии тех времен и намека не было на живую личность, и скучища от них охватывала человека совершенно непередаваемая. И я для себя сделал вывод - вот уж наука, которой я никогда в жизни не стану заниматься!".

Он пересмотрел эту категоричную точку зрения, познакомившись с трудами Фрейда, которыми он сильно заинтересовался. В период своего обучения и после окончания университета (в 1921 году) Лурия был горячим приверженцем психоанализа. Он основал психоаналитический кружок в Казани. Позже он отошел от психоанализа и отдал предпочтение более точным экспериментальным методам.

Большой интерес вызвали у него работы В.М.Бехтерева, поразившие его объективным подходом к психологическим проблемам. Статьи Лурии, в которых были описаны объективные методы изучения времени реакции при утомлении (эти исследования были выполнены им в Казанском институте научной организации труда) привлекли внимание К.Н.Корнилова - директора Московского психологического института, - и он пригласил молодого подающего надежды исследователя в Москву. В 1923 он получил место младшего научного сотрудника.

В 1924 Лурия познакомился с Л.С. Выготским. Доклад Выготского на Втором неврологическом съезде в Ленинграде произвел на него неизгладимое впечатление. По инициативе Лурии Выготский, живший и работавший в Гомеле (где он преподавал психологию в техникуме), был приглашен в Москву, в Институт психологии. Хотя Лурия был моложе Выготского всего на пять лет и за его спиной был уже немалый опыт научной работы, он сразу и безоговорочно признал Выготского своим учителем и руководителем. Правда, формально Лурия первое время был руководителем Выготского, который, придя в Институт, поступил в аспирантуру.

Интерес Лурии к неврологии, зародившийся в эти годы, стал впоследствии основным делом его жизни. Он привел Лурию к убеждению о необходимости получить законченное медицинское образование.

В эти же годы у Лурии сложился интерес к изучению умственно отсталых детей. И эта линия исследований также первоначально была инициирована Выготским. Основная проблема этих исследований - проблема диагностики умственной отсталости, которая разрабатывалась в 20-е годы Выготским и его учениками - позже, в 50-е годы, стала одной из центральных тем, над которой работал Лурия и его коллектив.

В 1930 и1931 годах провел в средней Азии две экспедиции. Они работали в кишлаках и на джайлау - горных пастбищах Узбекистана и Киргизии. Идея этих экспедиций состояла в изучении влияния культурных средовых факторов на формирование психических процессов. Объектом изучения были познавательные процессы - восприятие, память, мышление у неграмотных и грамотных людей. Уникальные результаты, полученные в среднеазиатских экспедициях, высоко оцененные Выготским, не были оценены чиновниками от науки, которые усмотрели в них признаки расизма и запретили исследования. Только 40 лет спустя Лурия вернулся к этой работе. Он опубликовал монографию "Об историческом развитии познавательных процессов" (1974), которая вскоре была переведена на английский язык и имела большой успех.

В 1937 Лурия, в дополнение к полученному ранее психологическому образованию, получил диплом врача и во время Второй мировой войны работал в военных госпиталях, занимаясь проблемой локальных мозговых поражений. Полученный опыт и научный материал подтолкнули его к изучению мозговых нарушений, их влияния на психику. Опираясь на результаты многолетних исследований, Лурия основал отечественную школу нейропсихологии.

В 1945 году Лурия начал работать в МГУ им. М.В.Ломоносова на кафедре психологии философского факультета, где он начал (совместно с А.Н.Леонтьевым) читать курс по общей психологии, а позднее (с 1950 года) - также курс по нейропсихологии. В 1966 – 1971 году был заведующим кафедрой медицинской психологии психологического факультета МГУ.

В последние годы жизни Лурия разрабатывал проблемы функциональной асимметрии больших полушарий мозга, а также широкий круг теоретических вопросов психологии.

14 августа 1977 года Лурия Александр Романович умер.

А.Р.Лурия был ученый с мировым именем. Его труды с 20-х годов и до наших дней издаются на разных языках по всему миру.