ПСИХОЛОГИЯ: Введение в профессию

Курт Коффка

Курт Коффка

Курт Коффка (1886 - 1941) (Koffka, Kurt) - немецкий психолог. Родился в Берлине 18 марта 1886. Коффка изучал философию в Берлинском университете, а один учебный год провел в Эдинбурге, что сильно улучшило его английский и подтолкнуло к занятиям более "реалистичной" наукой — психологией. Под руководством Штумпфа он написал диссертацию о восприятии музыкального ритма, в 1908 получил степень доктора философии. В дальнейшем занимался изучением зрительного восприятия. У самого Коффки была протанопия (дальтонизм), и отчасти поэтому он занялся изучением цветного зрения, остаточных об­разов и феномена "фигуры—фона".

Коффка всерьез увлекся гештальт-психологией после встречи с Кёлером во Франк­фурте в 1911, когда оба они выступили в качестве испытуемых в эксперименте Вертгеймера, демонстрировавшего мнимое движение — "Phi-феномен".

Продолжал образование и исследования в различных европейских университетах, стал сотрудником (1911–1918), а затем профессором (1918–1924) Гисенского университета. Он первым среди гештальпсихологов обратился к проблемам развития ребенка. Его книга "Основы психического развития: Введение в детскую психологию " впервые была опублико­вана в Германии в 1921, а позднее вышла на английском языке под названием Growth of the Human Mind. Она пользовалась большим успехом и была переведена на французский, испанский, русский, китайский и японский языки.

В основном благодаря Коффке гештальт-психология проникла в США. В 1922 году он впервые непосредственно обратился к американской аудитории в статье "Восприятие: Введение в гештальттеорию". В 1924 году К. Коффка посетил множество американских университетов. В 1927 году он был назначен профессором психологии Смит-колледжа в Нортгемптоне, штат Массачуссетс. Там он оставался до конца своей жизни.

В 1932 Коффка был приглашен в СССР для проведения этнопсихологических иссле­дований в Узбекистане. Однако он не смог закончить работу, так как заболел возвратной лихорадкой. Вернувшись в США, все еще в плохом состоянии здоровья, он начал работу над своим основным трудом Принципы гештальтпсихологии. Эта работа стала классикой психологической науки.