ПСИХОЛОГИЯ: Введение в профессию

Клапаред Эдуард

Клапаред Эдуард

Клапаред (Claparede) Эдуард (24.04.1873, Женева – 29.10.1940) — швейцарский психолог, представитель функционализма. С 1908 г. профессор Женевского университета. Один из основателей Педагогического института им. Ж.–Ж.Руссо. Специалист в области сравнительной, детской и профессиональной психологии

Клапаред (Claparede) Эдуард (24.04.1873, Женева – 29.10.1940) — швейцарский психолог, представитель функционализма. С 1908 г. профессор Женевского университета. Один из основателей Педагогического института им. Ж.–Ж.Руссо. Специалист в области сравнительной, детской и профессиональной психологии. Клапаред (Claparede) Эдуард (24.3.1873, Женева, - 29.9.1940, там же), швейцарский психолог. Профессор Женевского университета (с 1908), один из основателей Педагогического института им. Ж. Ж. Руссо в Женеве (1912), ставшего международным центром экспериментальных исследований в области детской психологии. В 1920 основал "Международное общество психотехники". В противоположность ассоцианизму в психологии К., примыкая к В. Вундту, Т. Рибо и У. Джемсу, развивал учение об активности сознания. К. - представитель "функциональной психологии" - биологической науки, рассматривающей психические явления с точки зрения их функции в жизненном процессе, их места "в ансамбле поведения". В этом плане понятие интереса - центральное в концепции К. Психические функции, в том числе интеллект и воля, развиваются, по К., для удовлетворения тех или иных потребностей организма, причем сознательные акты проявляются тогда, когда на пути рефлекторных актов встречается какое-либо препятствие. К. выдвинул идею о качественно различных уровнях в онтогенезе процесса обобщения, которая оказала значительное влияние на генетическую психологию, в частности на Ж. Пиаже. Известность получила также теория игры К.          Соч.: L'association des idees, P., 1903; L'education fonctionelle. P., 1931; Psychologie de l'enfant et pedagogic experimentale, t. 1 - Le developpement mental, P., 1946; в рус. пер.- Психология ребенка и экспериментальная педагогика, СПБ, 1911; Профессиональная ориентация, ее проблемы и методы, М., 1925; Как определять умственные способности школьников, Л., 1927.

Лит.: Edouard Claparede, Gen., 1941.

М. С. Роговин.

Эдуард Клапаред

Родился: 1873, Женева, Швейцария; скончался: 1940, Женева, Швейцария. Интересы: прикладная психология, психология развития, психология образования, задержки умственного развития. Образование: доктор медицины, Женевский университет; 1897. Профессиональная деятельность: основатель и редактор Archives de Psychologie, 1901-40; генеральный секретарь Второго Международного психологического конгресса, 1904; генеральный секретарь Шестого Международного психологического конгресса, 1909; профессор психологии Женевского университета, 1915-40; постоянный секретарь Международного психологического конгресса; пожизненный президент Комитета международной ассоциации психотехнических конференций.

Основные публикации:

1903 L' Association des Idees. Doin.

1905 Psychologie de l'Enfant et Pedagogic Experimentale. Delachaux. 1905 Esquisse d'une theorie biologique du soinmeil. Archives de Psychologie, 4, 245-249.

1917 La psychologie de l'intelligence. Scientia, 11, 353-367.

1918 La conscience de la ressemblance et de la difference chez l'enfant. Archives de Psychologie, 17,67-78.

1930 Autobiography. In C. Murchison (ed.) History of Psychology in Autobiography, vol. Clark University Press.

1931 L'Education Fonctionelle. Delachaux. 1933 La genese de l'hypothese: Etude experimentale. Archives de Psychologie, 24. 1-155.

Рекомендуемая литература:

American Journal of Psychology (1941) 54, 296-299.

Pillsbury W. (1941) Edouard Claparede. Psychological Review. 48, 271-278.

Эдуард Клапаред родился и провел большую часть жизни в Женеве. Вслед за изучением естественных наук и медицины он посвятил себя психологии, обучаясь у Теодора Флерноя, своего близкого родственника, а впоследствии, и сотрудничая с ним. Клапаред сменил Флерноя на посту профессора психолгогии Женевского университета в 1915 и занимал этот пост вплоть до своей смерти. В области психологии его отличала широта интересов, включающих такие темы, как сон, работа интеллекта, решение задач и образование. Помимо этого его интересовали неврология и психиатрия. Кроме теоретической, экспериментальной и прикладной работы по психологии, Клапаред уделял много времени своим профессиональным и административным обязанностям. Совместно с Флерноем он основал журнал Archives de Psychologie и внес весомый вклад в международное сотрудничество психологов благодаря деятельности Международного Психологического Конгресса. Кроме того, в 1912 он основал Институт Ж. Ж. Руссо, задуманный им как центр инновационных исследований и практических разработок в сфере образования. Позднее здесь были выполнены многие работы Жана Пиаже.

Клапаред всегда настаивал на важности функционального подхода. Например, занимаясь проблемами сна, он рассматривал его как функциональное состояние, отвечающее потребностям организма и защищающее его от утомления. Клапаред доказал, что сон должен сопровождаться активным торможением, осуществляющимся благодаря контролю со стороны нервной системы. Отказ от контактов с внешним миром (а именно эта ситуция наблюдается, как предполагал Клапаред, и в случае истерии) должна иметь функциональные причины. Соответственно, представление о контакте между организмом и окружающей средой занимало центральное место в мировоззрении Клапареда и концептуально сближало его с прагматизмом, что наглядно продемонстрировано в его "Law of Becoming Conscious" — "законе сознательного развития". Закон Клапареда влечет за собой целый ряд следствий. Из него вытекает, что психическая активность не затрагивает сознание до тех пор, пока организм успешно осуществляет свои функции. Подобно инстинктам, когнитивная обработка также может эффективно осуществляться без привлечения сознания. Только в том случае, если окружающая среда выдвигает новые требования, психические процессы будут "перехвачены" знанием. Приобретаемый опыт впоследствии может использоваться для решения задач и адекватной оценки выполненного действия. Этот динамический подход к сознанию возник благодаря объединению психоанализа и сравнительной психологии. Он породил экспериментальный метод, при котором испытуемый должен рассказать схему решения задачи. Благодаря этому методу, исследованиям Клапареда присущи некоторые черты когнитивной психологии, возникшей гораздо позднее.

Второй аспект закона Клапареда — это проблема развития. Клапаред утверждает, что процессы, присущие самым ранним стадиям развития, осознание которых не является необходимым, позже всего "перехватываются" сознанием. Он писал: "Чем раньше начинает использоваться связь, и чем дольше она используется, тем позднее происходит ее сознательное восприятие". В качестве главного примера он приводил восприятие сходства, Так, действия ребенка основаны на сходстве объектов и ситуаций, но осознание сходства происходит значительно позже, чем осознание различий. Эта гипотеза, равно как и другие аспекты закона Клапареда и других его теорий, привлекла пристальное внимание Пиаже. Ее следствия кажутся в некоторой степени провокационными, поскольку если бы мы могли прийти к соглашению о том, какие фазы развития являются самыми поздними (и самыми зрелыми), это дало бы соблазнительные возможности для понимания феномена детства. Подключение логики, например, можно было бы расценивать как последний этап пробуждения сознания. Если это так, то, согласно следствиям закона Клапареда, неосознанное использование логических механизмов должно относиться к самым ранним когнитивным способностям.

Следует подчеркнуть, что работы Пиаже не исчерпывают полностью ни закона развивающегося сознания Клапареда, ни остальных его предположений. Действительно, Клапаред использует более динамичный, открытый подход к проблеме развития когнитивных способностей, чем его более молодой коллега. Клапареда всегда отличала непредвзятость суждений, он всегда пытался выявить гибкость реакций человека в его взаимодействиях с окружающей средой.

Джон Морсс