ПСИХОЛОГИЯ: Введение в профессию

Лев Семёнович Выго́тский

Лев Семёнович Выго́тский

Лев Семёнович Выго́тский (1896 —1934) — советский психолог. Родился в белорусском городке Орше, но уже через год Выгодские переехали в Гомель и надолго обосновались там. Его отец, Семен Львович Выгодский, был банковским служащим и страховым агентом. Мать, Цецилия Моисеевна, почти всю жизнь посвятила воспитанию своих восьми детей (Лев был вторым ребенком). В доме любили и знали литературу, совсем не случайно из семьи Выгодских вышло так много известных филологов. Кроме Льва Семеновича, это его сестры Зинаида и Клавдия; двоюродный брат Давид Исаакович, один из видных представителей "русского формализма". В начале 20-х годов Давид стал публиковаться, а поскольку оба они (и Давид и Лев) занимались поэтикой, естественным было стремление "размежеваться", чтобы их не путали. Поэтому Лев Семенович Выгодский букву "д" в своей фамилии заменил на "г".

Юный Лев Семенович увлекался литературой и философией, учился в основном дома. Лишь два последних класса он проучился в частной гомельской гимназии. По всем предметам он проявлял незаурядные способности. В гимназии он изучал немецкий, французский, латинский языки, дома, кроме того, английский, древнегреческий и древнееврейский.

Окончив гимназию, Л.С.Выготский поступил в Московский университет, где обучался на юридическом факультете. По образованию Л. С. Выготский не был психологом: он получил смешанное образование — юридическое и филолого-историческое. В студенческие годы он пишет свое первое произведение - трактат "Трагедия о Гамлете Датском У.Шекспира".

По окончании университета (1917) он вернулся в Гомель, преподавал, играл важную роль в литературной и культурной жизни провинциального города. В этот период началась его научная карьера в качестве психолога. В 1917 г. он стал заниматься исследовательской работой и организовал психологический кабинет при педагогическом техникуме, где и вел исследования. Первые научно-психологические работы Л.С. Выготского относятся к 1924 г., когда их автору было уже 28 лет. В 1922-1923 гг. он провел пять исследований, три из которых он потом доложил на II Всероссийском съезде по психоневрологии. Содержание и стиль выступлений Выготского, а также его личность произвели сильное впечатление на одного из участников съезда - А.Р.Лурия. Его пригласили работать в Московский институт психологии. Так в 1924 г. начался десятилетний московский этап творчества Выготского. Как видим в психологию он пришел относительно поздно. Ему было уже 28 лет. С 1924 по 1934 г. ему оставалось десять лет жизни, и все то, что он сделал в психологии, пришлось на это его последнее десятилетие!

С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии. Несмотря на то, что ему с женой и дочерью какое-то время пришлось жить в институтской библиотеке, переезд в Москву дал Выготскому возможность сотрудничать со многими известными учеными.

В эти годы на общей теоретической основе сплотилась знаменитая "тройка" ученых - Выготский, Лурия, Леонтьев. Позже к ним примкнула "пятерка" соратников - Запорожец, Славина, Левина, Божович, Морозова. Образовавшаяся "восьмерка" составила коллектив единомышленников, который под руководством Выготского начал последовательно разрабатывать новую психологию.

В период с 1924 по 1927гг. его привлекает особая сфера практики - работа с детьми, страдающими различными умственными и физическими дефектами. Выготский включился в целый ряд исследований, связанных с дефектологией. Благодаря этому интересу ему удалось единственный раз съездить за границу в 1925 (Берлин, Амстердам, Париж и Лондон). Проявив блестящие организаторские способности, он заложил основы дефектологической службы, и в дальнейшем стал научным руководителем специального научно-практического института.

Выготский в широком объеме занимался педагогикой, консультационной и исследовательской деятельностью. Он был членом многих редколлегий, и сам много писал. Важнейшим направлением исследований Выготского в первые годы московского периода стал анализ ситуации в мировой психологии.

Еще в 1920 г. Выготский заболел туберкулезом, и с тех пор вспышки болезни не один раз ввергали его в "пограничную ситуацию" между жизнью и смертью. Одна из самых тяжелых вспышек обрушилась на него в конце 1926 г. Тогда он, попав в больницу, принялся за одну из главных своих работ: "Смысл психологического кризиса". Во период с 1927 по1931гг. Выготский разрабатывает теорию развития высших психических функций.

Новая исследовательская программа стала главной в период с 1931по1934 гг. Результаты этой работы были опубликованы в монографии "Мышление и речь". Выготский был человеком очень широкого гуманитарного образования и одновременно — неиссякаемого таланта. По воспоминаниям современников, Выготский как магнит притягивал к себе учеников и сотрудников, был необычайно работоспособен. Он работал на пределе человеческих возможностей. С рассвета допоздна его дни были перенасыщены несчетными лекциями, клинической и лабораторной работой. Он выступал со множеством докладов на различных совещаниях и конференциях, писал тезисы, статьи, введения к материалам, собранным его сотрудниками. В 1934 у Выготского случился приступ хронического туберкулеза, он был госпитализирован и вскоре умер.

Когда Выготского увозили в больницу, он взял с собой любимого "Гамлета". В одной из записей о шекспировской трагедии было помечено, что главное состояние Гамлета - это готовность. "Я готов" - таковы, по свидетельству медицинской сестры, были последние слова Выготского. Ранняя смерть не позволила Выготскому реализовать многие перспективные программы.

В науке и вообще в человеческой культуре часто бывает, что вклад выдающейся личности несоизмерим с длительностью ее жизни. К сожалению, Л.С. Выготский прожил очень мало, но оставил очень большое научное наследие. Его идеи получили широкий резонанс во многих науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии.